2023-11-02 14:44:57

5 понятий, которые помогут вам жить в Израиле без конфликтов

5 понятий, которые помогут вам жить в Израиле без конфликтов

В Израиле — плавильном котле Востока, иссушенном пустынными ветрами подобии Нью-Йорка — собрались представители сотен ответвлений 12 колен Израиля. Чтобы по-настоящему понять их, недостаточно знать английский, русский или иврит. Но некоторые слова помогают прийти к пониманию.

Алия

Алия обозначает процесс переезда евреев в Палестину и, начиная с 1948 года, в Государство Израиль. Это слово также отражает группу людей, которые в разные времена решали поселиться в Израиле. В контексте современного Израиля термин «алия» играет ключевую роль: на сегодняшний день большинство евреев в Израиле — это репатрианты, приехавшие иммигранты или их потомки. Термин aliya переводится как «восхождение» или «подъем».

В контрасте с этим движение израильтян за границу известно как yerida, или «спуск», а те, кто уезжает, называются yordim. Часто в Израиле говорят, что люди «поднимаются» в Иерусалим и «спускаются» из него, что связано как с географией города, так и с его духовным значением.

В период между концом XIX и началом XX века, в ответ на погромы и рост антисемитизма в разных странах, евреи стали массово переселяться в Палестину. Это переселение произошло в пять этапов-алий: первая (1882-1903), вторая (1904-1914), третья (1919-1923), четвертая (1924-1929) и пятая (1929-1939).

В настоящее время новоприбывшие граждане Израиля именуются ole khadash, что означает «новый репатриант», в то время как те, кто родился в стране, называются tsabar — по имени популярного средиземноморского кактуса опунция. Этот термин первоначально использовался в пренебрежительном ключе для обозначения местных жителей и первых иммигрантов из-за их якобы грубого характера. Однако со временем слово tsabar стало символом гордости, подчеркивая стойкость и независимость израильтян, их доброе сердце, скрытое за внешней суровостью.

Шаббат

На иврите седьмой день недели, когда, по преданиям, Бог отдыхал после творения мира, называется шаббатом. В Синодальном переводе Библии это описано так: «По завершении шести дней своего творения, на седьмой день Бог взял отдых от всех своих дел». Уикенд, в общем. Шаббат впервые упоминается в Книге Исхода. Из того же корня в современном иврите происходят слова shvitaстачка») и глагол lishbotзабастовать»).

Примечательно, что шаббат стал основой для слова «суббота» на русском и для аналогичных слов в других языках, от арабского до романских и германских европейских языков.

Одна из десяти заповедей призывает помнить и соблюдать субботу, воздерживаясь от работы. В Израиле суббота — это день отдыха: большинство заведений закрыты, транспорт не работает. В пятничный вечер звучит сирена, сигнализируя о начале субботы. Верующие евреи направляются в синагоги, чтобы встретить Царицу-Субботу — образ, сохраняющийся со времен Талмуда, а после этого собираются за праздничным столом.

На протяжении следующих 25 часов религиозные евреи воздерживаются от пользования электронными устройствами, курения и включения света. Для светских израильтян эта традиция — не более чем возможность провести время в кругу семьи и друзей, отдохнуть от повседневной суеты.

Кибуц

Кибуц — это уникальная форма сельскохозяйственного общества, основанная на социалистических принципах. Его предшественники, называемые «квуца», появились в период второй алии, первым таким сообществом стала Дгания в 1910 году. Эти маленькие общины, насчитывающие от 10 до нескольких десятков человек, часто создавались родственниками или друзьями, которые переезжали в Палестину, сохраняя при этом семейные связи.

Первый настоящий кибуц, Эйн-Харод, возник в долине Харод во времена третьей алии. Его основатели, как и создатели квуц, были мотивированы социалистическими идеями и стремлением к возрождению еврейского национального идентичности через труд на своей земле. Несмотря на то, что они отказывались от ортодоксальных убеждений своих предков, некоторые традиции сохранялись: например, суббота оставалась праздничным днем, с особым меню и только теми работами, которые нельзя отложить.

Жизнь в кибуце была основана на принципах равенства: все средства производства принадлежали общине, работа выполнялась на ротационной основе, все жители питались в общественной столовой. Дети до 80-х годов росли в отдельных детских домиках под присмотром, чтобы родители могли свободно работать.

К 2023 году в Израиле было 280 кибуцев с общим населением в 171 000 человек, из них 40 были традиционными кибуцами без частной собственности, хотя и они со временем претерпели некоторые изменения. Остальные кибуцы перешли к частной форме владения, предоставляя разнообразные услуги, такие как агротуризм, производство сыра и вина — вплоть до аренды жилья.

Хуцпа

На иврите принято обращаться друг к другу на ты, без формальностей. Многие израильтяне считают уверенность и даже чуть-чуть дерзость своеобразными особенностями национального менталитета, которыми даже гордятся. Это можно объяснить тем, что именно такой характер позволил Израилю стать «страной инноваций». Часто можно встретить мнение, что в Кремниевой долине ценится этот «израильский настрой на дерзость», поскольку он дает смелость предлагать инвесторам нестандартные идеи.

Слово khutspa же в классическом понимании имеет негативный оттенок, связанный с грубостью или нарушением социальных норм. В Талмуде под этим термином понимается неприличное поведение или моральный упадок общества. Однако уже в древние времена у слова был и положительный контекст: согласно трактату «Санхедрин», дерзость может быть полезной, если она направлена к высшим силам.

В современном контексте khutspa ассоциируется с характерной для израильтян непринужденностью, простодушием и дружелюбием (частое обращение на улице — akhi, что означает «братец» или «братишка»). Также это слово символизирует отсутствие преклонения перед авторитетами, богатством или славой.

Агуна

Согласно иудейским религиозным предписаниям (галаха) женщина, чей муж пропадает без следа, не предоставив ей официальный развод (гет), именуется агуной, как бы «соломенной вдовой». Это выражение указывает на её формальное отношение к браку.

В древние времена и в Средние века подобное случалось, например, когда муж умирал на войне без свидетельств или уезжал в длительные командировки. На сегодняшний день такая ситуация встречается, когда мужья исчезают или по тем или иным причинам не желают давать развод. Без гета женщина не имеет права заново вступить в брак, а её дети от других отношений будут считаться незаконными (мамзер).

Система семейного права в Израиле сложна и базируется на религиозных догмах. Так, вопросы брака и развода решаются раввинскими, шариатскими судами и церковными органами. Существуют гражданские семейные суды, но их компетенция ограничивается, например, вопросами алиментов или прекращением межрелигиозных браков. В Израиле невозможно заключить брак между представителями разных вероисповеданий или между неверующими.

В связи с этим многие израильтяне, не желающие связывать себя религиозными обрядами, выбирают для свадьбы другие страны, такие как Кипр или Чехия. При этом браки, заключенные за границей и признанные там легальными, признаются в Израиле.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
сооснователь и директор по развитию Smapse Education

Предприниматель, спортсмен и создатель нескольких популярных YouTube-каналов. Егор использует свои платформы, чтобы вдохновлять людей на международное образование и путешествия, помогать людям реализовывать свой потенциал и строить карьеру

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности