2022-03-30 15:39:43

5 примеров, которые могут поменять систему образования целых стран

Государственная образовательная система не очень подходит для проведения реформ, поэтому чаще всего новые идеи приходят в неё извне. Мы решили рассказать о пяти некоммерческих проектах в сфере образования, имеющих социальное значение. Все они могли бы сослужить государственной школе недурную службу, если там окажутся способны взять их на вооружение.

Образовательный комплекс «Точка будущего»

Этот комплекс, открывшийся осенью 2020 года в столице Иркутской области, ставит перед собой задачу социально адаптировать сирот. Традиционно из обычной школы или интерната дети выходят, так и не получив навыков и компетенций, которые нужны будут им в обычной жизни. Это неудивительно, ведь школа учит дисциплине и подчинению, а не свободе полёта и проявлению инициативы.

С этим недостатком как раз и собираются бороться в «Точке».Центр уникален нестандартной инфраструктурой, в рамках которой соединены современно оборудованная средняя школа, детсад, многочисленные спортобъекты, а также Центр социальной и психологической помощи и коттеджный посёлок для семей с приёмными детьми. В общей сложности речь идёт о 30 зданиях.

Кроме того, необычен и применяемый подход к ученикам: тут делают акцент на субъектности всех учащихся. Дети тут учатся принимать решение сами и нести за них полную ответственность. По мере взросления ребёнка даётся возможность выбора школьной и внешкольной работы, распоряжения временем для самостоятельной подготовки. При этом их поддерживают педагоги и кураторы, которые, несмотря на живейшее участие в судьбе подростка, всё равно оставляют окончательное решение за ним.

Чтобы попасть в проект, семья должна быть готова к тому, чтобы стать профессиональным приёмными родителями, берущими детей из детских домов на постоянной основе. Изначально полные семьи могут отдать сюда ребёнка в порядке живой очереди – по заявлению на сайте. Зачисляют сюда всех, учёба абсолютно бесплатна.

Международная школа «Летово»

Эта школа была открыта в 2018 году в Московской области, её цель – дать неординарным детям России шанс получить образование международного уровня. Для её создания был проанализирован опыт более чем 20-ти лучших частных и государственных школ планеты. К примеру, из английской практики был позаимствован пансион, а из опыта США – бесчисленное количество ученических организаций для разного рода внешкольной активности.

Кампус в лучших традициях британской и американской частной школы представляет собой конгломерат из учебных и жилых корпусов на общей площади свыше 65 гектаров. Тут есть дома для учителей и их семей, ученические общежития, лабораторные комплексы и спортивные залы, бассейны и библиотека, собственный садик и сосновый бор. Для того, чтобы попасть сюда, учителю придётся пройти через самое мелкое сито отбора.

В этом заведении нет общего расписания и привычной системы классов, школьники сами формируют своё расписание в зависимости от потребностей. Первая половина учебного дня отдана обязательным дисциплинам (их набор зависит от избранного направления), вторая – курсам факультативным, где дети свободны выбирать то, что им по душе.

Обучение платное и недешевое, но часто покрывается грантами и благотворительными пожертвованиями. Кроме того, учебное заведение обладает эндаументом, средства из которого идут на развитие проекта в целом. Диплом школы – двуязычный: не только российский, но и по программе международного бакалавриата (IB).

Проект SignLab

Запущен 3 года назад в Норвегии и представляет собой программу для дистанционного обучения жестовому языку детей в любой точке мира.

Всего на планете живёт 64 миллиона родителей, которые имеют дело с воспитанием глухих или имеющих нарушения по слуху детей. При этом жестовым языком среди них владеет дай бог каждый десятый. Это связано с дефицитом курсов, обучающих такому методу общения.

Проект направлен на решение этой проблемы. Они разработали цифровую платформу, которая позволяет обучиться языку жестов: она доступна на норвежском, английском, французском, испанском, китайском и некоторых других языках, в равной мере на IOS и Android. Прибегнув к этому ресурсу, человек сможет выучить язык жестов в любом месте, вне зависимости от места и наличия подключения к Интернету. Освоение программы идёт посредством видеоуроков с лингвистической адаптацией, учитывающей особенности конкретного языка.

Проект Floating schools

Возник в 2002 году в Бангладеш и призван обеспечить детям из местных семей возможность учиться непрерывно во время паводков и наводнений, когда до обычной школы добраться никак. В особенности это актуально для детей из необеспеченных семей. Для того, чтобы справиться с этой ежегодной напастью, некоммерческий проект Shidhulai Swanirvar Sangstha запустил сеть плавучих школ: таким образом, когда учащиеся не могут попасть в школу, школа приплывает за ними сама.

Работает это следующим образом: поначалу лодка собирает детей по маршруту, а затем пристаёт в каком-то месте — и начинаются занятия. Учёба идёт в три смены: работающие учащиеся могут заниматься поздно вечером уже после захода солнца, а электрическая энергия для этого обеспечивается солнечными панелями.

Учиться тут могут не только дети, но и старики, а главное – женщины, ведь проблема неравенства для такой страны, как Бангладеш, очень актуальна. Кроме того, планируется организовать плавучие центры, которые будут проводить уроки для взрослых, чтобы те имели представление о современных методиках сельхозработ, тенденциях политики, возможности защиты гражданских, политических и социальных прав.

Следом за лодками-школами идут лодки-клиники. Они пристают к деревням, проводят выдачу лекарственных средств и организуют просветительские акции для местных обитателей.

Проект Face

Этот открывшийся в 2003 году проект занимается обучением, адаптацией и интеграцией в общество бездомных детей – в том числе жертв насилия, брошенных родителями, мигрантов. Задача FACE Street Children – вернуть их в общество за счёт подбора приёмных семей, вовлечения в учебный процесс, помощи в подготовке и трудоустройстве.

Начинается всё с выстраивания доверительных отношений прямо на улице. Специально подготовленные сотрудники занимаются тем, что встречаются с уличными детьми, налаживают контакты, попутно оказывая первичную медицинскую и психологическую помощь, агитируя их, что есть и другие решения, помимо уличной жизни. Затем детей приглашают в специальные центры, где им оказывается весь спектр необходимой помощи. Речь не идёт о насильственном содержании, но прийти может любой желающий — и остаться на столько, на сколько сочтёт нужным. В штате таких центров – соцработники, медики, психологи, преподавательский и вспомогательный состав.

Следующий этап – дом-убежище, также открытый в обе стороны. Тут создаётся приближенная к семье атмосфера, а о подростках заботятся специально обученные социальные работники. Кроме того, детей учат, позволяя преодолеть существенный разрыв между школьной программой и полученным на улице опытом. Обучение происходит в неформальной обстановке и построено так, чтобы максимально эффективно вовлекать подростков и детей с улицы в учебный процесс.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности