• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2021-01-16 14:38:40

Английский язык: в СССР и сегодня

В любом обсуждении обязательно найдутся как критики советского образования, так и его ярые сторонники. Как обстояло дело с изучением английского в СССР?

 

Языки в советское время

До сих пор крепко мнение, что те учебники устарели, учителя совсем бы не поняли иностранцев, а преподавание языка заключалось в чтении со словарем.

Хотя если взглянуть на современный учебник, там ровно то же самое – те же конструктивные грамматические особенности, что и в недалеком прошлом. Слова в словаре почти те же самые, пусть даже и упор давался в основном на чтение и письмо. Задавалось это чтение и письмо в основном на дом, а на уроке происходила как раз устная работа – диалоги, совместное чтение и аудирование. К сожалению, аудирование в основном не использовалось, т.к. для этого был необходим лингафонный класс: даже если и был в наличии проигрыватель, то его качество звучания не соответствовало требованиям. Потому и могла возникнуть та самая проблема понимания учеником учителя с его «рязанским английским».

Существовала другая сторона медали – письменная проверка знаний. Особое внимание уделялось грамматике на контрольных работах, потому что работа с контрольными всегда проще, чем работа с аудированием. Особенно если в классе не меньше 20 учеников (а раньше обязательно все классы делили пополам по разным иностранным языкам). Опросишь каждого хотя бы по 2 минуты– вот и прошла половина урока.

Вообще на уроки английского отводилось крайне мало учебного времени – всего 2 часа/неделя. Хотя любой преподаватель скажет, что на изучение языка необходимо куда больше времени — не менее получаса в день (а лучше весь час), и ежедневно, без перерыва, праздников и выходных. Только тогда это начнет давать результат!

Поэтому, к своему сожалению, советский метод преподавания как раз и давал слабый результат – нехватка времени, недостаточное количество уроков, отсутствие аудиоматериалов, невозможность применить свои знания далее… Да и учителя говорили о том, что в беседе с иностранцами не могли их нормально понимать. Их разговорный английский был скуден из-за искусственного ограничения школьной программой, упрощённой для школьников, идеализированной советским бытом. Естественно, это было временным эффектом, и пообщавшись чуть более, они быстро находили общий язык с иностранцами, легко осваивались и впитывали новые слова с легкостью. 

Школа и английский сегодня

В настоящее время преподавание иностранного языка кардинально изменилось, хотя учебники тоже новые, но пишут их по-прежнему наши соотечественники. Основной аспект преподавания нацелен на лексику – учитель говорит, ученик проговаривает. Это правильно. Но все также на уроки иностранного выделяется всего 2 часа в неделю, а дисков для индивидуальных занятий к учебнику всего 3 штуки на всю школу (да и для работы они специфичны, не всем легко по ним работать). То есть существуют все те же проблемы — недостаточное количество уроков и отсутствие лингафонных классов. Возникла и новая проблема – отсутствие мотивации у учителей. Это касается всего преподавания в общем: урок прочитали, а вот как его поняли – вопрос. Никто не хочет помогать и объяснять, поэтому и обращаются к репетиторам.

Печальный итог

Сегодня у нас нет железного занавеса – каких только не найти материалов на английском языке: сериалы и кино, обучающее видео и аудио, техническая и художественная литература. Да и воспроизвести проблем не составляет – у всех есть или планшет, или компьютер, или хотя бы смартфон. По желанию можно скачать специальное обучающее приложение.

Поэтому хоть школа, хоть репетиторы — эффективность их работы проверить тяжело. Положительного эффекта не будет, пока не начать контролировать ребенка в его обучении и самому помогать ему – контроль домашних заданий, демонстрация видео (например, мультиков) на английском, карточки слов и т.д. Если не заниматься, то никакой метод не поможет. Вот примерный алгоритм эффективного изучения иностранного языка:

  • Необходимость запоминать слова
  • Прослушивание предложений и слов
  • Ответ на иностранном языке
  • Грамматика
  • Перевод.

Слова необходимо запомнить, понять, изучить, запомнить правило грамматики и возможность его применить при письме. Потом необходимо снова все прослушать и проговорить – то есть начать понимать и говорить. Взять большой текст и перевести его. Если есть незнакомые слова – выписать и заучить. И так повторять все этапы.   

Если учебные пособия раньше были нацелены на грамматику и объяснение каких-то нюансов, то сегодня основной упор делается на живое общение и речь.

  1. Если возникла необходимость в применении какой-то особой методики, где есть последовательность подачи материала, слов и грамматики, можно взять, например, методики Натальи Бонк. Главное, сделать упор на проговаривание.
  2. Если есть необходимость в аудировании, можно использовать Assimil: хорошее аудио, тексты и диалоги от носителей британского английского.   
  3. Если нужен быстрый разговорный результат, можно использовать курс «Полиглот» Петрова: книги и уроки на Ютубе, сам сайт будут дополнением основного курса к базовым навыкам беглой речи, составляющим 16 занятий.
  4. Для самостоятельного изучения можно порекомендовать методику УМИН (книгу легко найти и скачать в интернете). Она может дать реальные результаты, поможет побороть страх говорить, даст возможность лучшего запоминания, предоставит набор готовых фраз, которыми можно воспользоваться. 

Рекомендация к изучению языка только одна – много работать.  Если заниматься по часу в день – результат можно получить через 3 года, а если заниматься по 3 часа в день, серьезный эффект будет уже через год. Потому как, увы, не существует волшебных бобов и тому подобного — только работа и сосредоточенность.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности