• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2021-09-06 18:51:55

Что не так с школьными оценками и нужны ли они вообще?

Начало нового учебного года заставляет снова вспомнить о школе вместе с ее оценками, которые могут огорчить как детей, так и их родителей. Давайте поговорим о том, нужны ли вообще оценки, и как сделать их использование более эффективным.

Оценки неинформативны

Первая проблема, возникающая при использовании оценок, заключается в том, что они дают крайне мало информации. Они лишь фиксируют степень успешности работы, но не помогают понять, в чем проблема. Более того, отсутствующая работа и работа с большим количеством ошибок будут оцениваться одинаково в виде двойки. Как тут судить о прогрессе? Такая система легко может лишить ребенка желания развиваться и вообще учиться, когда его старания все равно никто не замечает. Если разобраться в причинах низкой оценки, то исправить ее легче, но цифры такой информации не дают.

Оценки должны помогать, а не ругать

Смысл использования оценок заключается в том, что они должны указывать, движется ли ребенок в правильном направлении или нет, но в нашей практике оценки чаще выступают в роли надзирателя, которого следует уважать и бояться.

Такая ситуация приводит к тому, что получение хороших оценок заменяет собой саму идею образования. Мы привыкаем думать, что надо бороться с плохими оценками, в то время как причины неудач остаются за кадром. А ведь, может, все дело в том, что ребенку просто не очень интересна тема, или он не успел усвоить материал, или пропустил нужный урок — например, болел. Важно запомнить, что не следует винить ребенка за низкие оценки, не разобравшись в причинах. Чаще всего за тройкой или двойкой скрываются конкретные обстоятельства, которые можно исправить, если вовремя обратить на них внимание.

В связи с этим лучше не выставлять холодные оценки, а подбадривать ученика записями «Молодец», «Ты справился», даже если на это ушло больше времени, чем обычно. Такой подход будет сохранять желание детей учиться и совершенствовать свои навыки.

Об оценках надо разговаривать

Из сказанного выше логичным выглядит следующий совет о том, что оценки стоит обсуждать с ребенком. Конечно, вы устаете на работе и меньше всего вам хочется сидеть по вечерам со школьными заданиями, но без этого вашему чаду будет довольно трудно.

Когда ребенок получает низкую оценку, то не стоит ругать его или отмахиваться дежурными фразами. Низкая оценка — это сигнал о том, что ему нужна помощь с какой-то темой, что образовательная система не справляется. Возможно, стоит выделить время, что поговорить об этом с учителем, чтобы понять, в чем проблема, попытаться разобрать задание вместе с ребенком. Таким образом можно будет избежать лишнего стресса во время учебы и добиться хороших результатов без помощи репетиторов.

Как ставятся оценки

Существует как минимум три вида проверки знаний во время занятий:

  1. Предварительная оценка знаний. Суть сводится к тому, чтобы понять, на каком уровне находятся ученики в начале учебного года или после перерыва в занятиях. На основании этих оценок будет выстраиваться программа обучения.
  2. Конечная оценка знаний. Это проверка чаще всего встречается в виде итогового тестирования или экзамена, который должен показать степень усвоения материала в конце учебного курса. Как правило, итоговая оценка соотносится с оценкой за четверть, год или весь школьный курс.
  3. Промежуточная оценка знаний. Промежуточные проверку направлены прежде всего на то, чтобы помочь ученику во время обучения, своевременно выявить пробелы и учесть их в индивидуальной работе. В рамках промежуточного оценивания ученик может получать обратную связь и прорабатывать те темы, которые даются ему с наибольшим трудом. Главной задачей этого метода является направить ученика на достижение лучших результатов в рамках программы.

Сочетание этих подходов позволяет повысить мотивацию к учебе и дать эффективную обратную связь, позволяющую получить адекватное представление о реальном положении дел.

В России основной упор делается на итоговое тестирование, хотя проведение промежуточных срезов может помочь добиться больших результатов. Есть минимум две важных причины, по которым учителю полезно проводить промежуточную оценку:

  1. Это дает более полную информацию о текущем уровне знаний учеников
  2. Обратная связь по итогам проверки позволяет правильно скорректировать учебную программу, чтобы добиться наибольшей результативности.

При этом для повышения мотивации учеников можно использовать игровые и интерактивные способы самопроверки. Например, выдать карточки, по которым ребенок сможет самостоятельно оценить свои знания в течение урока и рассказать о том, что вызвало затруднения. Затем можно провести проверочную работу и разделить детей на группы в зависимости от их уровня знаний. На следующем уроке у каждой группы будет свой вид заданий, который позволит детям закрепить именно тот материал, который им непонятен.

В помощь учителю

Конечно, не каждый учитель в реальных условиях сможет выполнить такой тщательный анализ, поэтому имеет смысл воспользоваться вспомогательными сервисами. Например, на платформе Учи.ру учитель может увидеть полную статистику по классу и по отдельным ученикам, которая будет включать в себя перечень ошибок и плохо усвоенные темы, чтобы затем рекомендовать подходящие задания для закрепления материала. Подобные сервисы помогают выполнять основную функцию оценивания — мотивировать учеников и помогать им легко и результативно справляться с учебным курсом. Активнее можно использовать и электронные дневники, обмениваться рабочими методиками с коллегами (в том числе и по сети, онлайн, на тематических площадках) — способы есть, главное не лениться искать (и уговорить завуча).

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности