2022-03-09 14:07:29

Как финская система школьного образования стала лучшей в мире

У финнов каким-то образом удалось добиться в ходе реформирования школьной системы принципиально иных подходов, которые в сумме вполне тянут на школу будущего: тут разрешено самостоятельно выбирать предметы и никого особо не напрягают, вместо понуждения пользуясь стимулированием.

О том, как это было и что представляет сегодня – в нашем сегодняшнем материале.

Три десятилетия назад финская система обучения была архаичной и не рассматривалась как нечто интересное, но сегодня ей удалось стать одной из наиболее эффективных: она изучается и имплементируется. И даже критики в её отношении почти что нет, что весьма редкое явление. Но оно и понятно: какая критика может быть с такими рейтингами?

Даже радикалы из числа противников этой системы убеждены, что у неё есть несомненное преимущество: она не напрягает. Причём совсем. Странным образом для достижения значимых успехов в сфере среднего образования финны использовали вроде бы идеологически чуждую максиму из китайской практики: многие тамошние единоборства включают в себя понятие «расслабленно-сконцентрированного внимания». Для достижения эффективности напряжение излишне, поскольку это лишний стрессовый фактор для организма. А во время стресса организм сконцентрирован не на продуктивности – лишь на выживании.

Среди финнов восторженный настрой разделяют не все. Некоторые местные жители полагают, что финская школа – школа для середнячков и подтягивания отстающих, а вовсе не для лидеров. В финской системе, как и в советской, несмотря на отсутствующий доминирующий фактор отчётности и палочной системы, почти нет двоек. Если ребёнок не справляется, его не припечатывают двойками, предпочитая вместо этого оказывать ему посильную помощь: с домашкой, допзанятиями. То есть тянут до среднего уровня.

А вот если ваше чадо тянет выше среднего и учёба для него не представляет труда, то происходит обратная ситуация, поскольку нагрузка «средняя» недостаточна для того, чтобы мотивировать к развитию. Поэтому этим вынуждены заниматься родители; будущих юристов и медиков готовят при помощи занятий с репетиторами различного профиля. Услуга эта не дешёвая, поскольку все репетиторы вынуждены лицензировать свои услуги в специальном правительственном агентстве; в среднем час стоит 50-70 евро. Зато проблемы не замалчиваются, и ещё на этапе среднего образования достаточно мотивированный и хороший педагог может скорректировать трудную ситуацию в ту или иную сторону.

«Да» системе

Модель бы ни за что не достигла успеха, если бы не подразумевала системности подхода. Вместо полной загрузки по китайской, японской или южнокорейской методике школа подстраивает планы под стимулирование самостоятельной активности детей и подростков.

Учебные занятия не делят на жёстко регламентированные уроки. Пространство обучения едино.

У педагога есть учебный план, но в методиках определения того, как это наилучшим образом сделать, учителя совершенно свободны и ничем не связаны. Можно комбинировать литературу и искусство, язык и другие вещи, физику и математику. Поэтому давление на учеников снижается, а рост вовлечённости налицо.

Подобные практики уже сейчас широко практикуются в начальной школе, идёт дискуссия относительно её имплементации и в старших классах. Поэтому учеников хоть и не делят, но стратифицируют сообразно талантам и возможностям. Хочешь? Действуй! Бери только то, что хочешь и можешь.

Такая модель непривычна русским, заточенным на потогонные практики. Это шокирует родителей, невзирая на выдающиеся результаты на всех олимпиадах по различным предметам.

Это своеобразный синтез советской и американской модели: в Союзе тех, кто не может, учили, а не желающих заставляли. В Америке – хочешь, не хочешь – в любом случае это целиком и полностью твоя беда. Финны считают, что учить нужно, а вот заставлять или нет – твои трудности.

Домашки в школе мало. Но люди с лёгкостью ориентируются в школьной программе, да ещё находится время на спортивные занятия и внешкольную программу – а также на огромное количество иностранных языков. Это считается очень важным – любой школяр может решить заниматься любым языком по своему вкусу. Но для того, чтобы процесс был запущен, нужно найти ещё 11 желающих. Наиболее распространены английский, французский, испанский и немецкий, но есть и другие. В случае, если ученик начал не с инглиша, с четвёртого класса ему его введут принудительно. Строго говоря, это уже почти родной язык: финны располагаются на седьмой строке по знанию английского среди тех государств, где этот язык не является родным.  Директора ведут пропаганду, лейтмотив которой — английский как родной, третий (это потому, что шестиклашки в обязательном порядке учат шведский, ведь этот язык исторически считается официальным для страны, несмотря на то, что доля носителей этого языка несущественна – не более 7%).

Восьмиклассники могут выбрать ещё язык. Чаще всего третьим (четвертым) становится испанский, китайский или язык Пушкина и Ленина. Русский, прежде не пользовавшийся особой популярностью, в настоящее время стремительно набирает обороты. Поэтому на выходе средний школяр выходит с порога своего родного учебного заведения с 4 иностранными языками за плечами. Уровень владения варьируется, но бытовые темы доступны почти каждому.

Принцип познания

Для достижения подобных результатов финны применяют методы познания родной речи младенцами. Никто не учит новорождённых буквам или грамматике – вместо этого дети погружаются в живую среду и просто усваивают устную речь. Также делают и в школах у финнов, создавая среду, которая вынуждает школьника освоить необходимые навыки. Дополнительно их к этому стимулирует телевидение: многие импортные сериалы не дублируются на финском, а идут в оригинальной версии.

Системы образования находятся в непрерывном динамическом обмене опытом, технологиями и компетенциями. Финны прагматичны и безжалостно отсекают всё, что им не нужно.

Если система в СССР была заточена на всеобщую модель с высшим образованием, то финская служит не человеку и не государству, но обществу: ребёнок должен быть готов к жизни в социуме и профессии. Ведь экономике не нужны роты Эйнштейнов. Это штучный товар. Высококлассных спецов в юриспруденции, медицине и науке также нужно немного. А кассирам, грузчикам и рабочим со строителями университетская система и не нужна. И их отсутствие в обществе заметно едва ли не больше, чем в случае с высококлассными спецами!

Чтобы общество выжило, оно должно быть разнообразным, а для достижения этой цели нет нужды в поголовном снабжении учёными степенями. А школа в Финляндии позволяет достичь этого (и даже большего) при желании и мотивации.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности