Психологи дали нам несколько советов, как не терять продуктивность и меньше уставать. Делимся с вами!
Режим дня
Планирование не только рабочего времени, а всего дня — полезная привычка, которая позволит избежать прокрастинации и хотя бы части горящих дедлайнов. Распорядок поможет и работающим в офисе, и удаленщикам. Поначалу могут возникнуть сложности, но, выработав привычку, вы отметите пользу этого мероприятия.
Психолог советует придерживаться одного времени подъема и засыпания, предусматривать дневной отдых, установить время, отведенное только на рабочие задачи.
Четкий план
План или ведение записей в ежедневнике поможет структурировать не только работу, но и мысли, а галочки напротив выполненных дел добавят мотивации. Плюс вы себя избавите от напряжения при запоминании задач! Писать можно на доске, стикерах, в заметках, блокноте — главное, не забывать, что вы что-то записывали. Можно использовать различные техники планирования: Матрица Эйзенхауэра, метод Pomodoro, метод лягушки, Тайм-блокинг или метод слона.
Давайте остановимся на каждом из них подробнее:
- Метод Эйзенхауэра — это распределение приоритетности задач:
- «важные и срочные»,
- «важные и несрочные»,
- «неважные и срочные»;,
- «неважные и несрочные».
- Классический метод Pomodoro — это 25 минут работы + 5 минут отдыха. Он отлично подходит тем, у кого есть проблемы с концентрацией внимания, склонным к прокрастинации.
- Метод лягушки: «Съешьте лягушку с утра, и в остаток дня с вами не произойдет ничего хуже», — говорил Марк Твен. По аналогии выполните самую нежеланную задачу первой.
- Тайм-блокинг — это распределение определенных промежутков времени на решение длительных задач. Популярен в крупных компаниях, где проекты длятся несколько месяцев.
- Метод слона — это попытка «съесть слона по частям», то есть разбить большую задачу на несколько маленьких. Такой метод позволит снизить тревожность перед чем-то колоссальным, масштабным и на первый взгляд трудновыполнимым.
Не ругайте себя
Может произойти такое, что вы выбились из собственного графика и ничего не успеваете. Остановитесь, посмотрите на задачи и расставьте их по срочности и приоритету. Главное, не критикуйте и не ругайте себя! Подумайте, исполним ли объем задач в указанные сроки, нет ли отвлекающих факторов? Такой анализ поможет вернуться в реальность и продолжить работу.
Отдыхайте
Не пропускайте перерыв на обед, ищите возможности для коротких пауз. Время на отдых должно войти в привычку, иначе вы приблизите выгорание. Но не ругайте себя, если отдохнуть не получилось — авралы бывают у всех, просто восполните потом это время. Запомните одно важное правило: хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает, а не наоборот!
Настрой на работу
Если после перерыва вам сложно начать работу, то просто сядьте и что-то делайте. Аппетит появляется во время еды — не ждите вдохновения, прилива сил и настроения, просто делайте! Обычно желание что-то делать появляется в процессе… или не появляется. Такое тоже бывает. См. п.3.
Виды отдыха
Кто-то в обед может позволить себе прогуляться на свежем воздухе, а кто-то считает, что отдохнет при просмотре видео в социальных сетях. На самом деле это не отдых, а смена вида деятельности. При таком досуге ваш мозг не всегда отдыхает. Можно, например, попробовать разные виды отдыха, которые описывает психолог Сандр Далтон-Смит, и выбрать наиболее подходящий вам. Если удалось расслабиться, почувствовать себя бодрым, значит, все прошло успешно!
Правильно распределяйте собственные ресурсы
Не ставьте себе в план сразу несколько объемных задач на один день, реально распределяйте собственные силы. «Синдром отличника» приведет к повышению тревожности и выгоранию.
Авралы случаются со всеми, но они не должны превращаться в катастрофу! Заботьтесь о себе, и тогда работа будет приносить вам удовольствие.