2022-05-11 16:06:43

Как отдыхали в Индии в XIX-XX веках

Туристические поездки в Индию были своего рода прогулкой по местам боевой славы британской колониальной империи для представителей высшего света. Лишь эпоха автомобилей, радио и трамвая сделала страну доступной для представителей среднего класса.

Интерес к туземным обычаям

Хотя наш соотечественник из Твери Афанасий Никитин предпринял своё путешествие ещё в XV столетии, вплоть до конца XIX поездка сюда была сопряжена с серьёзными опасностями. Доступными, простыми и сравнительно безопасными эти места сделала экспансия Британии. Её власть, к слову, распространялась ещё и на Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланку, Андаман и Никобар, не говоря уже о Непале и Бутане, бывшими протекторатами короны.

Жители Европы прониклись любовью к турам в Индию во второй половине XIX столетия. При этом они не планировали в чём-либо себя ущемлять и в поездке пользовались всеми радостями цивилизации. Затем возникла мода на всё восточное, и экзотизм туземного мира вкупе с возможностью поохотиться на льва или увидеть местные обряды взял своё.

Впрочем, не следует забывать, что путешествия вплоть до тридцатых годов XX века были развлечением для богачей. Их привлекали рекламой, обещавшей яркие краски и роскошь, свиту из многочисленной прислуги и незабываемые впечатления.

Это была эра восхода путеводителей как явления. Он на пару с разговорником стал спутником любого англичанина, который отправлялся в подвластные Британии восточные земли. Чаще всего это были издания Брэдшоу, где помещалась вся полезная информация о достопримечательных местах, ресторанах, гостиницах и расписаниях поездов, а также списки консульств Британии в любом мало-мальски значимом городе. Руководства также содержали советы по подбору багажа. К примеру, дамам советовали взять с собой отрезы лёгкой ткани, а мужчинам – высокие сапоги и пару дорожных костюмов. Тут же была бесчисленная и богато иллюстрированная реклама на любой вкус: билеты, лекарства, книжные магазины, лекарства (которые стояли на грани с наркотиками), косметические препараты…

Сколько это стоило?

Наибольшей статьёй расхода были морские перевозки: в 1919 году всего один день морского круиза обходился в три фунта, что эквивалентно 15 тысячам рублей на сегодняшние деньги. Гостиничный номер обходился в 6-8 рупий (от 2 до 2,5 тысяч рублей), аренда экипажа – пять рупий. Поездка первым классом поезда из Бомбея в Калькутту обошлась бы в девять фунтов (90 тысяч рублей сегодняшними деревянными), а вторым классом – в 4-5 рупий. Самым популярным платёжным средством были соверены – монетки номиналом в один фунт.

Путешествия по Индии были неспешными: сначала 3 недели морем из Лондона в Бомбей или Мадрас с остановками в Марселе, Каире и Адене. Со временем путешествия становились быстрее, а открытие Суэцкого канала и вовсе сделало всё прогулкой по внутренним водам Великобритании (Египет был турецким, но по факту, ещё не зная того, уже принадлежал англичанам).

У первоклассных пассажиров были комнаты с изящной мебелью, личная прислуга и недели сидения в салонах, ресторанах и за ломберным столом. Во втором классе тоже было неплохо, только салон отдельный и чуть-чуть меньше.

Многие вели путевые журналы и заметки, некоторые потом публиковали их в прессе или клубных журналах.

Куда ездили

Чаще всего посещали Бомбей, Мадрас, Калькутту и Дели – столичные для Индостана города и важнейшие транспортные узлы. Путников ждали экскурсии и визиты в британские клубы, на балы или матчи по теннису, сквошу, гольфу. В клуб могли попасть исключительно европейцы, будь то аристократия, имперские чиновники, священнослужители и педагоги. Чтобы обзавестись членским билетом, полагалось жить в городе; иностранный турист из Европы или США мог быть приглашённым гостем.

Из городов Северо-Востока обязательно следовало предпринять вылазку в Шимлу – она в летний период служила официальной столицей Британской Индии. Добраться сюда можно было при помощи узкоколейной дороги.

Каким был транспорт в колониальной Индии?

В черте города пользовались конными повозками, трамвайным сообщением или багги – чем-то наподобие двуколки на конной тяге. В 20-х появилась возможность аренды автомобилей, хотя они были редкостью. Можно было доставить на субконтинент свой собственный автотранспорт, хотя это стоило баснословно дорого и представляло собой весьма нетривиальную операцию.

Разумеется, основным способом путешествовать тут были железные дороги. Качество жизни в пути во многом зависело от персонального статуса, имеющихся средств и цвета кожи путешественника.

  • Первоклассные вагоны представляли собой великолепные купейные салоны с огромной кроватью, туалетом европейского типа, газовым или электрическим освещением, душевыми кабинами и вентиляцией, а иногда и кондиционерами: вентилятор направляли на кусок льда, закреплённый под полом или крышей. Купе первого класса занимали всю ширину вагона и имели свой собственный выход на платформу. Слуги помещались в отдельных помещениях со спальным местом и шкафчиком для вещей.
  • Ступенькой выше стояли VIP-вагоны для индийских князей и высшего имперского чиновничества; гости пользовались полноразмерными койкоместами, имели ванну и электрическую вентиляцию. При желании такой вагон можно было отцепить и использовать в качестве отеля.
  • Во втором классе было всё то же самое, кроме душа и отдельных помещений для прислуги. Это был своего рода бизнес-класс XIX столетия. Важно отметить, что первые два класса были доступны лишь белым пассажирам (за вычетом высшей знати Индии).
  • Был ещё средний класс, промежуточный между вторым и третьим. Там ездили десятками пассажиров днём, а в ночное время было пять спальных мест. Туалет был уже азиатский, в виде дыры в полу и ведерка с водой. Соответственно, воняло, убирались редко.
  • Третий класс катался в деревянных вагонах без отопления, вентиляции и с простыми деревянными скамейками. Туалетов тоже не было. По наполненности вагоны напоминали московские трамваи в начале десятых-конце нулевых.

Где жить в колониальной Индии?

Сотню лет назад путешественник из Европы имел обыкновение селиться в одном из больших гостиничных комплексов крупных городов. Выбор делался исходя из советов авторов путеводителей и разнообразной рекламы.

Люди победнее довольствовались возможностью арендовать кров у местных аборигенов, хотя уже к середине 30-х на Индийском полуострове появились «нормальные» гостиницы, одинаково доступные представителям европейской буржуазии и местным богатеям.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности