Несколько лет назад небольшая Исландия заняла третью строчку во всемирном рейтинге по грамотности, лишь на пару десятых долей отстав от финнов и норвежцев. И это не удивительно: среднее образование в стране обязательно для всех детей с 6 до 16 лет.
Платный детский сад и никакой дистанционки
Образовательная система подразделяется на четыре этапа – от детсада, через среднюю и старшую школу вплоть до высшего образования. Первый этап факультативный, чаще всего его игнорируют, ведь детсады платные, а цена не сильно радует кошелёк. Местные семьи же при этом напоминают отечественные в том смысле, что они большие и дружные: институт бабушек и дедушек цветёт и пахнет.
К тому моменту, как юный исландец дорастает до школы, свободы выбора не остаётся – зато она бесплатная. Учиться на дому или посещать другие, негосударственные образовательные учреждения, запрещается. Единственное исключение – если родители ребёнка учителя.
Как всё устроено?
Учебный год продолжается 9 месяцев – с конца августа до первой декады июня. Наиболее длинные каникулы – рождественские. Уроки могут длиться от 20 до 80 минут и проводятся с понедельника по пятницу. Младшеклассники учатся до часа, а старшие – до трёх дня. Разумеется, вступительные испытания не предусмотрены, ведь учатся совершенно все.
Приоритет систематически отдаётся детишкам с ограниченными возможностями по здоровью: законы Исландии подчёркивают, что классы с их участием должны формироваться на общих основаниях.
Интересный момент: количество учебных заведений и учащихся в них стоит в прямой зависимости от регионального фактора. В столице свыше сотни школ с несколькими сотнями учащихся, а в отдалённой провинции не редкость школа с парой учителей, директором и дюжиной школяров. Половина исландских школ рассчитана на менее чем сотню учеников.
В школу едут на скейтборде и без формы
Интересная деталь: школы многонациональны, в ином классе могут быть дети, говорящие на десятке разных языков. Это иногда провоцирует конфликты между учащимися, вообще уровень агрессии среди школьников в Исландии выше, чем в обществе в целом.
А если не принимать во внимание частоту и мощность конфликтов, тут очень спокойно и безопасно. Дети обычно ходят в школу пешком, ездят на велике или добираются на автобусе. Форма не практикуется, и даже дресс-код не принят.
Контроль минимальный, но эффективный: все участники учебного процесса имеют возможность доступа к системе «Ментор», где есть вся информация об успеваемости, прилежании, пунктуальности или даже прогулах, о школьном поведении.
С недавних пор в школах отказались от цифровой системы оценок в пользу фигурок и цветов. По убыванию от лучшей к худшей оценке есть синяя звезда, зелёная галочка, фиолетовый ромбик, жёлтый кружок и красный крестик. Несмотря на то, что ученикам с особенностями ментального развития так легче понять и осознать степень своих успехов, преподаватели чаще используют обычные цифры.
Начиная с первых классов, а то и ранее, у каждого малыша есть мобильник. С одной стороны, это хорошо: социализация. С другой, педагогу приходится конкурировать за внимание с портативным устройством, причём не всегда учёба выигрывает в этом противостоянии.
Учительские и школьные связи налажены по причине того, что все тут приходятся друг другу соседями, а онлайн-системы по оценке успеваемости являются отличным подспорьем родителю, желающему участвовать в жизни подростка более активно.
Страна невелика, но страдает от недостатка организации и низкого качества управления по многим параметрам – от технологий и банковской сферы до гуманитарной отрасли. Поэтому они учатся у других и активно заимствуют практики у некоторых стран. Особый интерес при этом проявляется к Дании и Финляндии, которые считаются эталонными по части образования в наши дни.
Уроки по спасению утопающих и обязательный датский
В Исландии в школе уделяется большое внимание физкультуре и вопросам гигиены. Очень распространены плавание — если не в бассейне, то в естественных водоёмах — и навыки спасения на воде, что не удивительно: столетиями исландцы были отважными мореходами и рыбаками, выходящими в море при любой погоде.
Кроме плавания начальная и средняя школа каждую неделю имеет 80 минут «уроков на свежем воздухе». В любую погоду дети отправляются в лес, горы или холмы, строят снежные замки и слушают педагогов в таких нетривиальных условиях.
Среди небесспорных – обязательное изучение датского. Языки на самом деле схожи, кроме того, до 1944 датчане правили этим краем. Но постепенно датский уходит по популярности в прошлое, так как изжил себя, уступив место английскому. Но датский обязателен для всех до седьмого класса.
В стране сего несколько частных школ, но плата невелика, поэтому можно сказать, что царит тотальное равенство. При этом все школы призваны взращивать в детях самобытность, но не способствуя созданию иерархических структур.
Где-то делают акценты на природе во всем её многообразии, вопросам вторсырья и экологической повестке. В других ставят на искусства или предпринимательскую жилку. Впрочем, ярмарки при школах проводятся повсеместно, в декабре, и каждая длится по нескольку дней. Ученики могут продать свою сувенирную продукцию или выпечку соседям. Вырученные средства обычно отправляют в одну из некоммерческих организаций, «Красный крест» или больницу для детей в столице. Так дети учатся осознавать, что есть цели большие, чем своё собственное «я» и «хочу».