Несмотря на то, что Минобразования регулярно привносит в школьную программу различные изменения, они не могут компенсировать неактуальность советской системы образования, которая некогда была лучшей в мире, но с течением времени перестала быть эффективной. Современной школьной программе не хватает предметов, знания от которых пригодятся не только во время подготовки к ЕГЭ и обучению в стенах университетов, но и в дальнейшей жизни. Бесспорно, российские школьники выпускаются из 9 и 11 классов достаточно эрудированными, однако многие знания, полученные на уроках, не несут им практической пользы. Наличие уроков из этой статьи поспособствует тому, что выпускники с большей вероятностью станут успешными в жизни и совершат в ней меньше ошибок.
Финансовая грамотность
В некоторых школах с экономическим уклоном элективы по финансовой грамотности включены в программу, однако предмет следует вводить повсеместно. Данный курс занятий сможет научить ребенка правильно относиться к деньгам, осознавая их ценность и сложность зарабатывания. На занятиях преподаватели могут рассказывать, как нужно откладывать деньги, планировать бюджет на месяц и более долгий срок, куда инвестировать финансы, как жить по средствам.
В начале 2022 года было проведено исследование, которое показало, что люди, получившие базовые знания финансовой грамотности, более осознанно подходили к тратам, эффективнее использовали заработную плату и начинали откладывать больше свободных средств.
Министерство образования заявило, что с начала текущего учебного года в начальных и средних классах школьники будут косвенно затрагивать тему финансовой грамотности. Ученики будут рассматривать эти вопросы в рамках уроков по математике, обществознания, окружающего мира и географии. Со временем интеграция предмета завершится, и финансовая грамотность займет отдельный урок в школьном расписании.
Практика осознанности
Многие люди часто забывают о настоящем, постоянно переживая за будущее или жалея о своем прошлом и ошибках, совершенных ранее. Пока мозг находится на «автопилоте», человек не может сосредоточиться на текущих делах и теряет время.
Эксперты уверены, что введение уроков осознанности необходимо внедрять в расписание школьников, ведь умение находиться сознанием и телом в данном моменте очень важно и пригодится всегда. На уроках дети будут учиться управлению вниманием, пробовать практики осознанности, число которых велико: кроме медитации и йоги, концентрировать внимание на текущих делах можно, гуляя, рисуя, вкусно обедая и выполняя прочие медитативные задачи.
Согласно результатам исследований, техники осознанности положительно влияют на старение мозга, замедляя этот процесс. Уроки осознанности помогут бороться с тревожными мыслями, бессонницей и падающим настроением.
Сексуальное образование
Тема полового созревания затрагивается на уроках биологии в 8-9 классах, однако совсем не раскрывается и не касается важных тем, отчего у детей может возникнуть неправильное отношение к сексу и всему, что с ним связано.
Сексуальное просвещение в школах должно занимать отдельное место в программе и разбирать взросление организма в период полового созревания, физиологию половых актов, венерические заболевания и доступные методы контрацепции. Также на уроках необходимо говорить о важности взаимных чувств и желаний, любви, уважении и партнерстве.
В государствах, где уроки сексуального просвещения введены в школьную программу (например, в Швеции, Франции, Великобритании или США), дети позже начинают вести половую жизнь и реже получают подростковую беременность. Количество венерических заболеваний в таких странах также ниже среди молодого населения. Количество заболевших СПИД и ВИЧ ежегодно снижается, а дети меньше стесняются обсуждать тему секса с родителями, преподавателями и сверстниками.
В 2020 году был проведен социологический опрос, который показал, что 75% опрошенных жителей России одобрили бы, если урок сексуального образования появился бы в расписании школьников. Среди всех стран СНГ только в Туркменистане и в России нет никаких уроков секспросвета.
Уроки развития эмоционального интеллекта
Для каждого человека умение контролировать и понимать свои эмоции – важный навык, и развивать его можно еще за школьной партой. Ключевыми составляющими эмоционального интеллекта являются:
- эмпатия – умение понимать чувства и переживания окружающих;
- самосознание – понимание собственных эмоций;
- коммуникативные умения и навыки – умение находиться в обществе, общаться с людьми, регулировать конфликты и выражать свою позицию;
- мотивация – побуждение себя к выполнению необходимых действий;
- саморегуляция – умение контролировать выходящие эмоции.
Журнал Forbes публиковал исследование, авторы которого заявляли, что эмоционально интеллектуальный человек будет более успешен в карьере и бизнесе, чем не развитый в этом плане индивид. Исследования актуальны для каждого работника, но в особенности для тех, кто работает с людьми и занимает руководящие должности.
Также развитый эмоциональный интеллект способствует укреплению романтических отношений между партнерами. Умение понимать эмоции и переживания возлюбленного дают возможность поддержать его и урегулировать конфликт до его начала.
Уроки критического мышления
В эпоху, когда человек поглощает огромное количество информации из разных источников, ему сложно разобраться в том, где правда, а где клевета и попытки манипулировать сознанием. Умение рационально и гибко мыслить, не поддаваться на уловки и дезинформацию необходимо для любого современного человека, особенно в текущий момент истории.
Еще в 2002 году американские ученые стали настаивать на том, чтобы развитие критического мышления стало преподаваться в школах, ведь данный бытовой навык пригодится не только во время поиска информации, но и в остальной жизни. Чтобы сориентироваться в бесконечном информационном потоке, выудить из него нужные знания, проверить на подлинность и сделать соответствующие выводы, нужно приложить немало усилий. Ученики, прошедшие курс по критическому мышлению, будут меньше попадаться на уловки мошенников, не будут верить недобросовестной рекламе и пропаганде. Важно критически относиться не только к окружающим, но и к себе, а если уж и данность изменилась, нужно гибко под нее перестроиться и изменить сознание/свое отношение.