2021-12-21 15:39:16

Когда есть смысл учиться в аспирантуре?

Учёба в аспирантуре – драйвер карьеры. Но, несмотря на популярность этого этапа, многие учащиеся не проходят отбора. Успешность обусловлена множеством факторов, и среди них не последнюю роль играют стартовые установки, возможность и способность совмещать, экономическое положение.

Неоднозначность

Среди отечественных аспирантов весьма большой отсев – лишь каждый шестой в силах окончить обучение. Но на фоне европейской и мировой науки это гуманные цифры: у испанцев по некоторым направлениям отсеивают 7 из 10, в США – половину, а у австралийцев – 30-40%. Чаще всего это обусловлено необходимостью совмещать учёбы и работу. В России на стипендию аспиранта жить нельзя, придётся работать, что порождает неизбежный конфликт между обучением и карьерой. С другой стороны, немногим везунчикам выбирать не приходится, у них получается совмещать.

Вообще взаимосвязь между обучением и карьерой зачастую неоднозначна. Те, кто не доучился, считают труд во время учёбы проблемой, а успешные выпускники, напротив, считают, что это чертовски полезно.

Расклад занятости

По данным социологических исследований, рабочее место есть у 9 из 10 аспирантов, причём оно многое говорит о том, насколько человек заинтересован в научной карьере: если трудишься в стенах вуза, то наверняка собираешься делать это и впредь. Но куда чаще речь идёт о трудовой повинности за пределами универа на фулл-тайм – так работают 35% опрошенных. Чаще всего вне пределов университета аспиранты работают в коммерции и исследованиями не занимаются (40%). А вот среди вузовских сотрудников, наоборот, 2/3 занимаются научной работой либо преподаванием и администрированием.

Такая своеобразная занятость вызывает вопрос о качестве совмещения, а также конфликте интересов. Хотя в целом всё выглядит закономерным. Молодёжь оценивает потенциал карьеры с поправкой на аспирантуру как высокий. У большого числа людей они связаны именно с обучением там. 70% вузовских работников и 50% работающих в других местах считают, что это поспособствует их успеху в качестве исследователя. О значимости подготовки для работы преподавателем говорит 50% учащихся-«академиков» и 40% остальных.

Даже занятые в других отраслях экономики убеждены, что аспирантам открыты все двери, что учёба поможет в общественной, трудовой и социальной жизни, даже в коммерции – так считает треть опрошенных.

Отбор в академию

8 из 10 выпускников идут на следующую ступеньку в том же заведении, где учились. В отечественных вузах такой способ рекрутинга весьма распространён, как и в некоторых североамериканских.

Трудоустроенные в альма матер питомцы аспирантуры чаще всего с самого начала продолжают учёбу ради карьеры в академической сфере. А вот для внешних это не более чем катализатор карьеры в реальной экономике.

Следует отметить, что среда университетов в нашей стране всё ещё достаточно закрыта, и учебные заведения при прочих равных нанимают своих собственных выпустившихся студентов – это дополнительный фактор конкуренции.

Трудности совмещения

Хотя на пороге перемены: наставнические модели сменяются самостоятельными исследованиями при номинальном патронате научрука. Отмечается рост нагрузки при сохранении всех привычных вещей типа написания диссертации и тематических статей, что сказывается на восприятии аспирантуры – в особенности у тех, кто параллельно работает.

3 студентам из 4 тяжело сочетать учебные занятия и труд, в особенности это актуально для тех, кто занят на полный день вне академической среды. Свыше 50% сетуют, что работа не позволяет им полноценно учиться.

Параллельные миры

Не остаётся в башне из слоновой кости и диссертация. Если работа никак не связана с её темой, ситуация становится ещё сложнее. А в университетах сложности с нехваткой временных ресурсов для осуществления работы над исследованием очень актуальна для тех, кто занят на преподавательской или административной работе. У них высок процент тех, чьи работа и диссер никак не связаны – 35% и 59% соответственно. Исследователям везёт больше: львиная их доля заняты по специальности, да и процесс даётся легче – только треть утверждают, что им тяжело компоновать учёбу и работу.

Если ты работаешь в другом учреждении, лёгких путей также ждать не приходится. Труд и подготовка диссертационного исследования никак не пересекаются у 45% респондентов.

Все жалуются на нехватку денег, но парадоксальным образом занятые в академической среде делают это реже, чем те, что в бизнесе. Очевидно, это связано с иными механизмами целеполагания.

Контакты и ограничения

Несмотря на то, что наставническая модель устарела, научрук по-прежнему важнейший персонаж в жизни аспиранта. Он оказывает содействие в подготовке исследования, служит ключиком к учёному сообществу. 92% аспирантов проводят консультации с руководителями не реже раза в месяц, а те, кто работают в одном и том же месте, делают это значительно чаще (что сказывается на сроках защиты).

4/5 участников исследования убеждены, что смогут пройти защиту вовремя либо не позднее 12 месяцев после завершения учёбы. Занятые при университете не спешат и предпочитают сделать тайм-аут – или трезво оценивают свои силы.

Найти и потерять

Куда идут учиться после выпуска – вопрос интересный, своего рода замковый камень образовательного проекта. С точки зрения академической системы и властей академическая карьера – это свидетельство эффективности подготовки аспирантов. С обратной стороны, учёба – не только подготовка, но и этап самоопределения молодого специалиста, поэтому в том, что люди идут учиться в разные места, проблем уж точно нет.

Очевидна разница в подходах к трудовой деятельности и перспективах карьеры между разными категориями. Тех, кто хотел бы остаться в материнском вузе после его окончания, среди исследователей на 10% меньше, чем среди преподавательского и административного состава.

Практикующие исследователи хотели бы продолжать трудиться в избранном направлении, но одним учебным заведением себя не сковывают; они в равной мере готовы податься в науку или бизнес. Зато преподаватели собираются и дальше работать по специальности. Обитатели деканатов хотели бы остаться в универе, но перебраться на ставку преподавателя или в научную лабораторию.

Отработка сценариев

Подводя итог, мы можем сказать, что избравшие карьеру учёного считают, что аспирантура принесла им пользу, но таких аспирантов не очень много – 15-17%. Другим важным симптомом системных противоречий следует считать различные предпочтения в вопросе поступления и поиска работы.

В мире ситуация схожа: у англичан, что обзавелись степенью в сфере точных наук, инженерии и математики, работа в академсреде не в приоритете. С другой стороны, возможно, причина кроется в том, что у нас слишком много учёных со степенью и экономика оказывается неспособной переварить такое их число.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности