2020-06-16 15:08:04

Когда начинать изучение языка?

Есть ли идеальное время для изучения языка? Многие скажут: «Чем раньше, тем лучше!», но всё ли так однозначно? О способах, плюсах и минусах изучения языка в разном возрасте поговорим ниже.

Языку все возрасты покорны

В раннем возрасте дети не учат язык, а присваивают его в качестве родного — в этом вся прелесть раннего развития. В России и в особенности за границей открыты десятки билингвальных школ, в которых дети 3-4 класса уже говорят на 2-4 языках. Сравнивая с тем, как тяжело даётся другой язык взрослым, приходишь к мнению – учить язык надо как можно раньше. Но наука подходит к этому вопросу не так однозначно, учёные подчёркивают: у каждого возраста свои преимущества. Зная их, можно правильно расставить акценты, а воспитывая детей, выбрать самое подходящее время.

0+: Учим язык с младенчества?

С младенчества учат язык дети из двуязычных семей, когда мама и папа говорят на двух языках – так формируется билингвальная среда, а дети вырастают билингвами и владеют двумя языками как родными. Другой вариант «впитывания» двух языков – постоянное общение с носителем языка: гувернёром, няней или учителем. Иногда родители просто начинают знакомить малыша с иностранным языком, формируя базу для изучения языка в более сознательном возрасте.

Плюсы

  • Ребёнок легко учится в игровой форме без принуждения и подражает учителю
  • Гибкие мозговые структуры обещают впечатляющие результаты. По данным психологов, лучше всего дети впитывают язык с 1,5 до 9 лет: в это время мозг лучше всего воспринимает и запоминает звуки иностранной речи
  • Формируется интуитивное восприятие языка
  • Есть шансы, что второй язык станет родным при условии, что родители разных национальностей или при постоянном общении с преподавателем-носителем языка.

Недостатки

  • Искусственно создать билингвальную среду сложно и не так эффективно
  • Главный недостаток учить язык с ранних лет – отсутствие осознанности у малыша
  • Некоторые психологи считают, что малыш ещё не готов, против раннего развития
  • Изучение иностранного языка может негативно влиять на освоение родного, например, в постановке звуков.

Как обучать

Дети дошкольного возраста учат язык только через игровую форму и по собственному желанию. Нельзя забывать, что в этот период у детей формируются ассоциативные связи, которые будут двигать ими всю жизнь. Если иностранный язык ассоциируется с чем-то неприятным, то большого прогресса можно так и не достичь.

Что подразумевает игровая форма обучения?

  • Просмотр мультиков и прослушивание иностранных песенок
  • Чтение детских книжек на иностранном языке
  • Иностранные азбуки
  • Карточные игры на иностранных языках.

Для устойчивого результата важна системность занятий: например, можно попробовать «играть в английский» по 10 минут в день.

3-5 лет: идеальный старт для знакомства

Здесь приведём мнение известного педиатра и неонатолога Анны Левадной: «Если вы чувствуете в себе силы заниматься с детьми, то я не против, чтобы это было прямо с рождения. Лично я считаю это не очень эффективным, и для меня оптимальный возраст начала изучения второго языка – это всё-таки тогда, когда ребёнок уже хорошо говорит на своём родном языке».

Плюсы

Большинство психологов и педагогов считают этот возраст лучшим стартом:

  • Ребёнок уже достаточно хорошо освоил родной язык, познакомился с его структурой, изучил большой словарный запас
  • Работа мозговых центров направлена на изучение языка: мозг ещё гибок, активен и с лёгкостью воспринимает иностранную речь. Дети с поразительной скоростью схватывают произношение и интонацию
  • Развивается произвольное внимание, легче сконцентрироваться на учебном процессе
  • Нет страха перед использованием языка – в этом возрасте дети не сталкиваются с языковым барьером.

Недостатки

  • Риск создания негативного эмоционального фона, который отобьёт желание на долгие годы
  • Сложность организации учебного процесса с учётом особенностей малыша
  • Дети быстро теряют интерес без разнообразия игр
  • Потребность в постоянной мотивации и нежелание учиться
  • Ребёнок переживает непростой кризис трёх лет, дополнительная нагрузка может оказать негативное влияние на его развитие.

Как обучать

Все занятия должны быть в игровой форме и приносить только положительные эмоции. Большую пользу принесут регулярные занятия по 10-15 минут в день. Обычно в этом возрасте эффективны:

  • Знакомство с другим языком можно с мелочей, например, комментируя свои действия: «мама готовит завтрак», «мы идём гулять», «дедушка смеётся»
  • Изучение базовых знаний: название цветов, животных, еды
  • Просмотр мультиков, прослушивание песенок, запоминание стишков.

5-10 лет: хороший возраст для начала системного обучения

Конечно, в раннем развитии речь идёт о минимальной нагрузке на детскую психику — с 5 лет дети больше готовы к эффективному освоению языка.

Плюсы

  • Дети к этому возрасту уже хорошо владеют родным языком
  • Осмысленное изучение языка: если была заложена база и представление о языке, у ребёнка не возникает сложностей с дальнейшим изучением новых слов
  • Хорошие навыки самоорганизации: сформировано произвольное внимание, 20-25 минут большинство могут «усидеть» на уроке
  • К 7-8 годам дети полностью готовы учить язык и через несколько лет они могут даже перегнать сверстников, начавших учить язык в раннем возрасте.

Недостатки

  • Возникает острое ощущение страха ошибки и социальные ожидания. В это время детей легко разочаровать и отбить желание учиться, поэтому важно организовать процесс обучения грамотно
  • Часто подача материала в школе разочаровывает детей. 

Как обучать

Даже с развитой усидчивостью и произвольным вниманием для детей урок – это приключение: там должно быть интересно, ярко, красочно. К этому возрасту открываются новые возможности:

Наиболее приемлемая форма – обучение в группе, потому как дети в этом возрасте активно общаются со сверстниками, учатся их выслушивать. Приведём мнение доцента кафедры психофизиологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидата психологических наук Валерии Демаревой: «Начинать надо, конечно же, не с алфавита. Тут подойдет метод погружения: с детьми можно петь, учить простые стихи, отдельные фразы, смотреть короткие мультфильмы. Занятия с преподавателями один на один лучше отложить до более старшего возраста — детям нужно максимально воссоздать реальную ситуацию общения и со сверстниками, и со взрослыми. Один на один можно родителю играть с ребенком».

10+: Свои преимущества

Но что делать, если познакомить с языком сына или дочку в раннем возрасте не удалось? Неужели всё пропало? Педиатр и неонатолог Анна Левадная даёт следующий совет: «Не бойтесь упустить момент! Начинать обучение иностранному языку оптимально до 12 лет, ведь именно до такого возраста мозг готов воспринимать сколько угодно языков».

Плюсы

  • Сформирована внутренняя мотивация: часто дети старше 10 лет уже могут сами почувствовать интерес и потребность в изучении другого языка, сделать собственный выбор
  • Ребенок изучает язык осознанно. Если учить язык в раннем возрасте, дети могут не совсем хорошо понимать некоторые явления на русском, поэтому и на английском они освоят их механически. Изучение языка в более зрелом возрасте сулит больше шансов глубокого понимания предмета
  • Да, в этот период мозг не сфокусирован первым делом на изучении языка, но ведь это отличный повод к его тренировке! Уроки иностранного отлично разовьют память, мышление и речь.

Недостатки

  • Возможно, будет недостаточно времени для освоения полной программы к концу школы
  • Риск слабой подготовки к итоговым экзаменам
  • Меньше гибкости, чутья и тяги к познанию.

Как обучать

В подростковом возрасте школьник сталкивается с языковым барьером, старается соблюдать все правила грамматики, у него складываются сильно завышенные ожидания. Как никогда важно научить ребёнка относиться к другому языку как к полезному инструменту общения, а не воспринимать его как непреступную крепость. Поэтому так важно начинать учить язык если не рано, то грамотно, чтобы была заложена прочная база и иностранный не был чем-то экзотическим, сложным и не понятным.

18+: Если очень хочется?

Возраст до 12 лет действительно особенный: дети могут стать билингвами – носителями двух языков, сформировать позитивное отношение к языку и заложить крепкую базу. Но когда этот период подошел к концу, мы учим язык как иностранный с примерно одинаковой эффективностью что в 15, что в 25 лет. Научные исследования доказывают: для изучения языка нужно аналитическое мышление, способность учиться, созревшая лобная кора, оттого у взрослого человека свои преимущества при изучении языка. Зато вы спокойно сможите изучать, к примеру,  английский в Англии  или английский в США без сопровождения и любым удобным для вас методом.

Плюсы

  • Концентрация внимания
  • Произвольная память
  • Умение учиться
  • Тренировка мозга
  • Личный интерес.

Недостатки

Учить язык сложно: структуры мозга, отвечающие за развитие речи становятся менее гибкими, потому учёба – большой труд.

Антонелла Сорейс, профессор Эдинбургского университета, глава Центра по вопросам двуязычия, отмечает: «Не все способности, необходимые для усвоения языка, ухудшаются с возрастом.  Маленькие дети практически не воспринимают осознанное обучение, потому что не могут сконцентрировать внимание, контролировать мыслительные процессы. Их память функционирует иначе. А взрослым такой способ обучения дается легче, и с возрастом подобные навыки только улучшаются».

Как учить язык

Отлично зарекомендовала себя коммуникативная методика, то есть обучение без языка-посредника. Весь учебный процесс строится на иностранном языке, условия языкового погружения приводят к быстрому переходу на практику уже на первых уроках. При этом учитель по-хорошему говорит 30% учебного времени, а 70% – звёздный час студентов. В последнее время на эту методику перешли практически все школы и специализированные центры. Что касается формата обучения, то уже со школьного возраста дети могут заниматься индивидуально с преподавателем или учить язык в группах.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности