В последние годы понимание важности изучения языков в школе значительно выросло. В России, начиная с 2011 года, ученики с 5 по 11 класс учат уже не один, а два языка.
Однако самые свежие изменения в образовательной системе внесли коррективы в этот подход. С принятием Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения в 2020 году определенности в части двух иностранных языков поубавилось. Теперь для того, чтобы внедрить в программу дополнительный язык, необходимо соблюсти два условия:
- Школа должна иметь необходимые ресурсы, включая квалифицированный персонал и финансовые средства для качественного преподавания нового предмета.
- Чтобы включить в дополнение к английскому или немецкому французский, китайский или любой другой язык, нужно заручиться согласием родительского сообщества. То есть всё предельно просто: если родители не хотят, чтобы чадо знало два языка (помимо родного русского), они могут от дополнительной дисциплины отказаться.
В общем, мамы и папы (при их наличии) имеют возможность самостоятельно определять, будет ли их ребенок изучать ещё один иностранный язык в школе, исходя из готовности образовательного учреждения и личных предпочтений семьи.
Изменения в 2023-2024 годах
В 2023-2024 учебном году родители пятиклассников и шестиклассников, если они хотят, чтобы их дети изучали два иностранных языка, должны предоставить письменное заявление директору школы.
Для учащихся 7-11 классов ситуация иная: в этих классах школьная программа уже предусматривает изучение второго иностранного языка, школа просто не может ограничиться только одним языком. Однако если родители считают, что достаточно изучать один иностранный язык, они могут высказать свою позицию — важно лишь, чтобы она была коллективной.
Можно ли отказаться от второго языка в школе?
По задумке Министерства просвещения в ходе дискуссии об отказе от второго иностранного языка в школьной программе в 2023 году ключевую роль играют ученики и их родители: они могут активно участвовать в процессе принятия решения, используя различные формы общественного взаимодействия и обратной связи. Например, родители и ученики могут выражать свои предпочтения и мнения через организацию опросов или петиций.
Также предполагается, что дебаты в СМИ, на публичных слушаниях или в интернет-пространстве могут влиять на решение, предоставляя платформу для широкого обсуждения этой темы. Непосредственный результат может дать общение с директором школы или консультации с учителями. Наконец, если большинство родителей выступают против включения второго языка в программу, можно составить коллективное обращение или заявление, чтобы инициировать дискуссию и найти, в конечном счёте, компромиссное решение.
Отказ от второго иностранного языка в школе по ФГОС
Согласно Федеральному закону РФ №273 «Об образовании», который был радикально пересмотрен в 2022 году, введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Эти стандарты определяют учебные предметы, которые должны изучаться в школах, включая иностранные языки.
Теперь родителям даётся право выразить свое несогласие с изучением дополнительного иностранного языка. Если родители не хотят, чтобы их дети изучали определенный иностранный язык, такой как немецкий, испанский или французский, они могут подать соответствующее заявление, и школа должна будет к нему прислушаться.