Социалистическая Революция 1917 года — это период глубоких социальных, политических и экономических изменений. Эти изменения затронули все аспекты жизни, включая систему высшего образования: советская власть стремилась отменить вступительные экзамены в вузы и образовательный ценз, но со временем большевики столкнулись с необходимостью пересмотреть свои подходы и вернуть конкурсную основу. Почему?
Как было в царской России
До переворота получение высшего образования в России было привилегией, доступной лишь узкому кругу людей. Образовательная система была сословной: теоретически каждый мог попробовать поступить в университет, но на практике это было крайне затруднительно. Образовательный ценз, ограниченное количество учебных заведений и необходимость (по факту) владения латынью (!) делали высшее образование недоступным для большинства населения.
Первые шаги советской реформы
После прихода к власти большевики сделали радикальные шаги по демократизации доступа к высшему образованию: в 1918 году государство издало декрет, позволяющий каждому гражданину стать вольнослушателем университета без всяких вступительных экзаменов. Эта мера была направлена на создание новой интеллигенции, лояльной советскому режиму, и предоставление рабочим и крестьянам возможности получить высшее образование. Изначально власти думали, что эти меры откроют путь к образованию для всех слоев населения, однако реальность оказалась более сложной: университеты заполнились абитуриентами, многие из которых были совершенно неготовыми к обучению на высоком уровне. Сложившаяся ситуация привела к снижению качества образования, многие студенты были вынуждены бросить учёбу из-за неспособности справиться с нагрузкой.
С течением времени стало очевидно, что полная отмена вступительных экзаменов и образовательного ценза не привела к желаемым результатам: многие из поступивших студентов не могли успешно завершить обучение — это подчеркивало необходимость в системе предварительного отбора и подготовки. Советская власть признала, что для поддержания высокого уровня образования необходимо вновь ввести некоторые формы конкурсного отбора и проверки знаний.
Появление рабфаков в СССР
Осознавая, что политика «двери настежь» не принесла ожидаемых результатов, большевики приняли решение о создании рабочих факультетов — эти учебные заведения предназначались для подготовки рабочих и крестьян, желающих получить высшее образование, к учёбе в вузах. Идея заключалась в том, чтобы предоставить малообразованным или неграмотным гражданам необходимые знания и умения для успешного освоения университетских программ.
Срок обучения в рабфаках варьировался от полугода до четырёх лет, увеличиваясь по мере понимания объёма необходимой подготовки. Рабфаки часто открывались при вузах — это позволяло студентам подготовительных курсов использовать ресурсы и инфраструктуру университетов. Поступление в рабфак осуществлялось по специальным удостоверениям, подтверждающим принадлежность к рабочему классу или крестьянству; кроме того, поступающий должен был заявить о своей лояльности советскому правительству. Выпускники рабфаков получали право на поступление в вузы без экзаменов, для них создавали определенные квоты.
Рабфаки выполняли не только образовательную, но и социальную функцию — они становились социальным лифтом для представителей пролетариата.
Неравенство при всеобщем равенстве
Рабочие факультеты должны были стать одним из механизмов преодоления неравенства в доступе к высшему образованию, однако они создали новый вид социального разделения: пролетариат получал преимущественное право на образование, а представители других слоёв населения сталкивались с определёнными ограничениями при поступлении.
Эта практика вызвала критику даже внутри коммунистической партии: Надежда Крупская выступала против жёсткой социализации вузов и исключения из учебы «нетрудовых элементов», подчёркивала важность интеграции и возможности перевоспитания через образование, аргументировала свою позицию примерами великих революционеров, которые, несмотря на своё аристократическое происхождение, внесли значительный вклад в дело пролетариата.
Переосмысление пролетаризации
В середине 1920-х годов советское образование столкнулось с необходимостью пересмотра идеологических основ. После нескольких лет экспериментов с пролетаризацией и попытками создать новую, «пролетарскую» интеллигенцию власти пришли к пониманию: для достижения технологического и научного прогресса необходимо обращать внимание на таланты и знания, а не только на классовую принадлежность абитуриентов. Ключевым моментом стал период 1923-1924 годов, когда вместе с пролетариями льготные условия поступления в вузы получили дети «трудовой интеллигенции»: это позволило учёным, преподавателям и другим специалистам сохранить возможность для своих детей получить качественное образование. Кроме того, появилась категория мест для талантливых абитуриентов, что стало шагом к признанию значимости индивидуальных достижений и способностей.
Одним из основных факторов, повлиявших на изменение подходов большевиков к образованию, стала острая нехватка квалифицированных специалистов, с которой столкнулась страна — отбор по классовому признаку не позволял быстро и эффективно решить эту проблему. К тому же попытки точно определить сословную принадлежность абитуриентов иногда приводили к абсурдным ситуациям, что дополнительно дискредитировало систему.
Возвращение к конкурсной системе
К середине 1920-х годов произошло возрождение конкурсной системы поступления: в 1925 году большевики ужесточили правила приёма не только в вузы, но и на рабфаки: власти осознали важность качественного отбора абитуриентов для поддержания высокого уровня образования и подготовки специалистов, способных внести вклад в развитие страны. Однако идею пролетаризации образования не отбросили, к концу 1920-х годов она претерпела значительные изменения: приоритеты сдвинулись в сторону баланса между доступом к образованию для всех и отбором наиболее способных и талантливых студентов независимо от их происхождения.