• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2024-02-20 13:36:41

При СССР в вузах не было конкурса на поступление. Хорошо это или плохо?

Социалистическая Революция 1917 года — это период глубоких социальных, политических и экономических изменений. Эти изменения затронули все аспекты жизни, включая систему высшего образования: советская власть стремилась отменить вступительные экзамены в вузы и образовательный ценз, но со временем большевики столкнулись с необходимостью пересмотреть свои подходы и вернуть конкурсную основу. Почему?

Как было в царской России

До переворота получение высшего образования в России было привилегией, доступной лишь узкому кругу людей. Образовательная система была сословной: теоретически каждый мог попробовать поступить в университет, но на практике это было крайне затруднительно. Образовательный ценз, ограниченное количество учебных заведений и необходимость (по факту) владения латынью (!) делали высшее образование недоступным для большинства населения.

Изображение взято из открытых источников 

 

Первые шаги советской реформы

После прихода к власти большевики сделали радикальные шаги по демократизации доступа к высшему образованию: в 1918 году государство издало декрет, позволяющий каждому гражданину стать вольнослушателем университета без всяких вступительных экзаменов. Эта мера была направлена на создание новой интеллигенции, лояльной советскому режиму, и предоставление рабочим и крестьянам возможности получить высшее образование. Изначально власти думали, что эти меры откроют путь к образованию для всех слоев населения, однако реальность оказалась более сложной: университеты заполнились абитуриентами, многие из которых были совершенно неготовыми к обучению на высоком уровне. Сложившаяся ситуация привела к снижению качества образования, многие студенты были вынуждены бросить учёбу из-за неспособности справиться с нагрузкой.

Изображение взято из открытых источников 

 

С течением времени стало очевидно, что полная отмена вступительных экзаменов и образовательного ценза не привела к желаемым результатам: многие из поступивших студентов не могли успешно завершить обучение — это подчеркивало необходимость в системе предварительного отбора и подготовки. Советская власть признала, что для поддержания высокого уровня образования необходимо вновь ввести некоторые формы конкурсного отбора и проверки знаний.

Появление рабфаков в СССР

Осознавая, что политика «двери настежь» не принесла ожидаемых результатов, большевики приняли решение о создании рабочих факультетов — эти учебные заведения предназначались для подготовки рабочих и крестьян, желающих получить высшее образование, к учёбе в вузах. Идея заключалась в том, чтобы предоставить малообразованным или неграмотным гражданам необходимые знания и умения для успешного освоения университетских программ.

Изображение взято из открытых источников 

 

Срок обучения в рабфаках варьировался от полугода до четырёх лет, увеличиваясь по мере понимания объёма необходимой подготовки. Рабфаки часто открывались при вузах — это позволяло студентам подготовительных курсов использовать ресурсы и инфраструктуру университетов. Поступление в рабфак осуществлялось по специальным удостоверениям, подтверждающим принадлежность к рабочему классу или крестьянству; кроме того, поступающий должен был заявить о своей лояльности советскому правительству.  Выпускники рабфаков получали право на поступление в вузы без экзаменов, для них создавали определенные квоты.

Рабфаки выполняли не только образовательную, но и социальную функцию — они становились социальным лифтом для представителей пролетариата.

Неравенство при всеобщем равенстве

Рабочие факультеты должны были стать одним из механизмов преодоления неравенства в доступе к высшему образованию, однако они создали новый вид социального разделения: пролетариат получал преимущественное право на образование, а представители других слоёв населения сталкивались с определёнными ограничениями при поступлении.

Надежда Константиновна Крупская. Изображение взято из открытых источников   

 

Эта практика вызвала критику даже внутри коммунистической партии: Надежда Крупская выступала против жёсткой социализации вузов и исключения из учебы «нетрудовых элементов», подчёркивала важность интеграции и возможности перевоспитания через образование, аргументировала свою позицию примерами великих революционеров, которые, несмотря на своё аристократическое происхождение, внесли значительный вклад в дело пролетариата.

Переосмысление пролетаризации

В середине 1920-х годов советское образование столкнулось с необходимостью пересмотра идеологических основ. После нескольких лет экспериментов с пролетаризацией и попытками создать новую, «пролетарскую» интеллигенцию власти пришли к пониманию: для достижения технологического и научного прогресса необходимо обращать внимание на таланты и знания, а не только на классовую принадлежность абитуриентов. Ключевым моментом стал период 1923-1924 годов, когда вместе с пролетариями льготные условия поступления в вузы получили дети «трудовой интеллигенции»: это позволило учёным, преподавателям и другим специалистам сохранить возможность для своих детей получить качественное образование. Кроме того, появилась категория мест для талантливых абитуриентов, что стало шагом к признанию значимости индивидуальных достижений и способностей.

Московский женский медицинский институт. Изображение взято из открытых источников   

 

Одним из основных факторов, повлиявших на изменение подходов большевиков к образованию, стала острая нехватка квалифицированных специалистов, с которой столкнулась страна — отбор по классовому признаку не позволял быстро и эффективно решить эту проблему. К тому же попытки точно определить сословную принадлежность абитуриентов иногда приводили к абсурдным ситуациям, что дополнительно дискредитировало систему.

Возвращение к конкурсной системе

К середине 1920-х годов произошло возрождение конкурсной системы поступления: в 1925 году большевики ужесточили правила приёма не только в вузы, но и на рабфаки: власти осознали важность качественного отбора абитуриентов для поддержания высокого уровня образования и подготовки специалистов, способных внести вклад в развитие страны. Однако идею пролетаризации образования не отбросили, к концу 1920-х годов она претерпела значительные изменения: приоритеты сдвинулись в сторону баланса между доступом к образованию для всех и отбором наиболее способных и талантливых студентов независимо от их происхождения.

Изображение взято из открытых источников

 

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности