2024-02-02 13:49:33

Школьное образование в Средневековье: обзор традиций Франции, Руси, Англии, Чехии

Школьное образование в Средневековье: обзор традиций Франции, Руси, Англии, Чехии

Средневековье в Европе вызывает ассоциацию с темными временами, полными невежества, грубых нравов и эпидемий, в том числе чумы. Однако этот период также был временем значительных культурных преобразований и создания уникальных ценностей, многие из которых и по сей день остаются определяющими для европейской цивилизации.

В частности, в Средневековье закладывались основы современной системы образования. Средневековая школа наследовала античные традиции, однако со временем преобразовала их, создавая новый контекст. Именно в этот период возникли первые университеты, ставшие центрами знаний и обучения и оказавшими значительное влияние на развитие науки и культуры в последующие века.

Обсуждение роли и значимости средневековой школы продолжается и в наши дни. Эти дебаты подчеркивают важность переосмысления исторических периодов и признания их вклада в развитие образования и культуры. Средневековье, несмотря на свой «темный» образ, внесло значительный вклад в формирование интеллектуального и образовательного фундамента современного мира.

Школа в средневековой Франции

В средневековой Франции, как и во всей Европе того времени, основной целью школьного образования было понимание важности божественного порядка мироздания. Главной задачей всей жизни считалось достижение спасения души и избавление от грехов. Школы, расположенные при монастырях, приходах и епископских кафедрах, предназначались исключительно для обучения мальчиков: здесь культивировались аскетизм и доскональное изучение религиозных текстов, включая Библию и труды отцов церкви. Из учеников выбирали наиболее одаренных для дальнейшего духовного служения.

В 789 году Карл Великий сделал значительный шаг вперед в развитии образования, издав приказ об увеличении количества монастырских школ и скрипториев (мест, где переписывались тексты) с расчётом на светских учеников. Это стало важным импульсом для распространения грамотности среди населения Франции.

Как и в других странах Европы, обучение в этих школах проводилось на латыни и находилось под строгим надзором католической церкви. Впрочем, в XII-XIII веках в французских школах появилось новое философское течение — схоластика, которая стремилась соединить религиозные и философские знания. Это позволило, по крайней мере частично, согласовать веру и разум, религию и науку.

В средневековых школах основу образовательной программы составляли «семь свободных искусств»: арифметика, геометрия, астрономия, музыка, грамматика, риторика и диалектика. Эта концепция была предложена в VI веке Северином Боэцием, выдающимся римским государственным деятелем и христианским теологом. В то же время дети феодалов получали образование, сосредоточенное на «семи рыцарских добродетелях»: сюда включали верховую езду, охоту, плавание, фехтование, искусство поэзии и пения, владение копьем, мечом и щитом, игру в шахматы.

Забавно, но многие рыцари, несмотря на свои профессиональные навыки, были неграмотны, так как обучение грамоте в «рыцарскую» семёрку не входило!

Существенным шагом вперёд в системе средневекового образования стало появление светских школ и особенно университетов в Европе в XII-XIV веках. Во Франции одним из первых вузов стал Парижский университет, основанный в начале XIII века. Он был одним из самых престижных учебных заведений на протяжении многих веков и позже получил название «Сорбонна» в честь богословского коллежа, основанного духовником короля Робером Сорбоном. Обучение в Сорбонне длилось 10 лет, а в качестве выпускного экзамена студенты должны были провести диспут с 20 профессорами, которые сменялись каждые 30 минут с 6:00 до 18:00. Лишь пройдя это сложное испытание, студент получал степень доктора и знаменитую черную шапочку.

Школа в средневековой Англии

В средневековой Англии образование было основано на принципах, аналогичных французским, но доступ к нему имели в основном только богатые горожане. Ключевым фактором, стимулирующим развитие образования, стало интенсивное развитие торговли с Фландрией и Францией, а также ганзейскими городами, поскольку для успешного участия в торговых отношениях требовалась грамотность.

Латинский язык был основным языком обучения и социального взаимодействия в средневековой Англии; так было и в школах, где все предметы преподавались на латыни. Школьная дисциплина была строгой, практиковались телесные наказания, а семьи, которые не обеспечивали своим сыновьям образование, могли штрафовать.

Впоследствии дочери богатых горожан также получили возможность обучаться, при этом особое внимание уделялось их певческим и музыкальным навыкам.

Первым университетом Англии стал Оксфорд, где образовательная деятельность началась еще в XI веке, Кембридж был признан университетом в XIII веке.

Одной из особенностей английских университетов был своего рода гражданский национализм: приоритетным правом на обучение пользовались местные студенты, в то время как других странах средневековой Европы были рады всем.

Школа в средневековой Чехии

В средние века Чехия отличалась более либеральным подходом к образованию по сравнению с другими европейскими странами. Исторические трактаты свидетельствуют о том, что в чешских школах царила менее строгая обстановка, хотя и сохранялся определенный контроль со стороны католической церкви.

Особое место в истории чешского образования занимает Карлов университет в Праге, основанный в 1348 году. Он был вдохновлен Парижским университетом, где, предположительно, обучались чешские монархи. Изначально университет не имел собственного здания, лекции проводились в церковных школах и Соборе Святого Витта. Затем Карлов университет переехал в центр Праги, где студенты изучали два основных направления: первое включало грамматику, риторику и диалектику, второе — арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Это отражало традиционный подход к образованию того времени, сочетая классические дисциплины с новыми научными знаниями.

Школа в Древнерусском государстве

В древнерусском государстве существовали определенные препятствия для развития образования на сопоставимом с другими странами уровне. Тем не менее, в этот период на Руси складывалась своя уникальная культурная и образовательная традиция. Важное место в ней занимала передача из поколения в поколение не столько знаний, сколько общечеловеческих ценностей, что отражалось в системе воспитания и обучения.

Особенностью воспитания детей феодальной знати была практика «кормильства». Молодых княжичей в возрасте от 5 до 7 лет отдавали в семью кормильца — уважаемого боярина, выбранного князем. Кормилец не только занимался воспитанием и обучением ребенка, но и управлял его делами до достижения совершеннолетия.

Еще одной интересной особенностью русской системы воспитания был институт «дядек», когда ребенка поручали на воспитание брату матери, родному дяде.

С течением времени термин «дядьки» стал применяться в более широком смысле, обозначая мужчин, занимающихся воспитанием дворянских детей.

Тем не менее, ключевую роль в образовательном процессе Древней Руси играли монастыри, особенно в XIV веке. В монастырях обучались не только будущие монахи, но и светские люди, желающие научиться грамоте и чтению книг, а дети из знатных и обеспеченных семей получали здесь элементарное образование, охватывавшее основы чтения и письма.

Татаро-монгольское нашествие оказало значительное влияние на все аспекты жизни в Древней Руси, в том числе и на образовательную систему, приведя к её упадку. Однако к XV веку, с формированием централизованного русского государства с центром в Москве, вновь начали создаваться условия для развития приходских школ при храмах и монастырях, что позволило расширить доступ к образованию для более широких слоев населения.

XVI век ознаменовался значительным прогрессом в образовании населения на Руси. Были разработаны и внедрены методики начального обучения, традиционный буквослагательный метод обучения грамоте постепенно уступил место звуковому методу, вместо использования букв кириллицы для обозначения цифр стали применять арабские цифры. В процессе обучения детей начали использовать связные тексты для чтения, в частности псалмы из Псалтыря, что способствовало лучшему усвоению материала и развитию навыков чтения.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности