Учебный год уже начался, и тысячи детей России отправились в первый раз в первый класс. Уже сейчас родители начинают задумываться о том, нужно ли им отдать их малыша в школу в 2024 году? Кто-то боится, что еще рано, а другие, наоборот, боятся опоздать. Эксперты рассказывают, в каком возрасте лучше всего отдать ребенка в школу.
Оптимальный возраст для поступления в школу: есть ли он вообще?
В российском законе №273-ФЗ приведены возрастные рамки для поступления детей в начальную школу: закон рекомендует принимать детей от 6,5 до 8 лет включительно. По закону, родители должны предоставить медицинскую справку, подтверждающую физическую и психическую готовность ребенка к школьному обучению.
Есть и исключения: детей младше 6,5 лет тоже могут принять в школу, если родители подадут соответствующее заявление. Однако большинство школьных учреждений скептически относятся к таким случаям. По нормативам СанПиН, школы обязаны предоставить дополнительные условия для обучения шестилеток: короткие уроки, дополнительные перерывы и возможность для дневного отдыха. К сожалению, большинство школ не обладают ресурсами для этого.
Разница между 6- и 7-летними детьми
Дети шести лет часто испытывают трудности со школой: их физический и психологический статус не позволяет сосредоточиться на 45-минутных уроках. У семи- и восьмилетних учеников критерии готовности к обучению одинаковы. Чтобы определить их готовность, дети проходят тестирование по ключевым показателям.
Промежуток между 6 и 7 годами значим для развития ребенка: за этот короткий период происходят существенные изменения в его умственных и физических способностях. Подобно тому, как человек меняется с 25 до 35 лет, так же стремительно развивается ребенок в течение этого года. Из младшего школьника, в основном занятого играми, он превращается в человека, готового к активной учебе. Как же родители могут оценить этот процесс и уровень готовности ребенка?
Особенности психологии шестилеток
Исследования показывают, что у детей этого возраста:
- в памяти доминирует произвольный процесс. Ребенок запоминает то, что его интересует, и игнорирует то, что считает скучным или незначимым. Вот почему шестилетние дети с трудом заучивают стихи с непонятными словами или таблицу умножения;
- внимание ребенка легко удерживается не более 10-15 минут, после чего эффективность учебной активности резко снижается. Смена заданий и короткие перерывы необходимы для поддержания концентрации;
- проблемы с управлением поведением. Детям этого возраста трудно фокусироваться на объемных задачах и доводить их до конца, они легко отвлекаются и переключают свое внимание на более интересные и увлекательные для себя вещи;
- понимание цели и радости от ее достижения им чужды. Их мир разделен на интересное и неинтересное, и разница очень жесткая.
Если учитель яркий и энергичный, ребенок будет внимательно его слушать, тогда как спокойный и монотонный голос учителя может отвлечь малыша уже в течение первых пяти минут. В таких случаях дети начинают обращать внимание на окружающий мир, например, на дождь за окном, или искать себе развлечения.
В этом возрасте активно формируются не только интеллектуальные, но и эмоциональные аспекты. Изменения касаются и их внутреннего восприятия себя, и их места в обществе. Дошкольники часто имеют завышенную самооценку и делают все ради собственного удовольствия, поэтому даже простой рисунок может вызвать у них чувство гордости, даже если он кажется взрослым неразборчивым. Когда же их работы оценивают по строгим критериям, возникает разрыв между их восприятием и оценкой учителя, а это может вызвать негативные эмоции и даже страх совершения ошибок в будущем.
Шестилеткам сложно подчиняться правилам и ограничениям, любые сроки и дедлайны могут вызвать у них стресс и беспокойство. Это объясняет, почему ребенок может легко считать до 20-ти дома, но замерзать от страха перед школьной доской.
Авторитарный стиль общения для них крайне неприемлем и может быть даже травмирующим. В этом возрасте дети еще не полностью принимают школьные правила и регламенты: они могут отвечать на вопросы учителя, не поднимая руку, или рассказывать о собственных размышлениях вместо ответа на заданный вопрос. Неудивительно, что учебные задачи могут не заинтересовать их в полной мере. Многие дети этого возраста становятся внимательными и сосредоточенными только тогда, когда учитель обращается к ним персонально, в противном случае они легко отвлекаются и не могут полностью сосредоточиться на происходящем в классе.
Первый класс в 8 лет: стоит ли?
Родители обычно переживают и о том, чтобы отдать ребёнка в школу в восьмилетнем возрасте. Им часто приходится оправдываться перед близкими и знакомыми, почему они решили подождать ещё год.
Однако для самих детей поздний старт обычно приносит только плюсы: они обладают большей самостоятельностью, уверенностью и легче привыкают к новым условиям. В восьмилетнем возрасте дети:
- более терпимы к сидению. За дополнительный год их физическое развитие идёт вперед, уменьшая в будущем риск сколиоза;
- могут сосредоточиться на одной задаче до 25 минут;
- обладают более крепкой нервной системой, что помогает им легче переносить утренние пробуждения и отказ от дневного сна;
- психологически готовы к учёбе: они могут преодолеть лень и закончить задание, даже если это им неинтересно;
- уверенно самостоятельны: они сами делают домашние задания, не требуя постоянного надзора.
Основной минус такого решения — возможный физический перевес над сверстниками в младших классах. Однако родитель может научить своего ребёнка превратить этот минус в плюс, помогая ему стать лидером в классе.
Ещё один момент, на который стоит обратить внимание — состав класса. Если большинство детей младше, ребёнку может стать скучно, и интерес к учёбе исчезнет.
Как полезно провести время до школы?
Если родитель решит отложить школьную учёбу, нужно использовать это время для развивающих занятий, иначе ребёнок может потерять накопленные навыки в арифметике и чтении. Подготовительные курсы или развивающие центры — отличный выбор, как и самостоятельные занятия в комфортной домашней обстановке с близким человеком (мамой, папой, бабушкой или дедушкой).
К моменту поступления в школу у ребёнка уже будут сформированы интересы и круг общения вне учебного заведения: это сделает его адаптацию проще, поможет легче находить общий язык с одноклассниками и выражать своё мнение. У ребёнка будет понимание того, что ему нравится и что нет, что будет крайне важным навыком для успешного обучения в школе.
Дорогие родители, поделитесь и вашим опытом — во сколько лет ваши дети отправились в школу? Сложно ли было в первом классе?