• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2020-06-16 14:44:43

Взятки в престижных вузах США и России. Как относятся к этому там и здесь?

Наверняка вы помните крупный скандал, который обрушился на ведущие американские вузы весной 2019 года: тогда была разоблачена крупная коррупционная схема, направленная на возможность поступить в престижный университет.

Многие медийные американские граждане были обвинены в выплате взяток известным университетам (Йель, Стэнфорд, Калифорнийский университет ЛА) с целью отхватить там место для своих детей. Размер нелегальных финансовых вложений составил от 200 тысяч до 6,5 миллионов долларов. Прокуратура назвала раскрытую махинацию «заговором национального масштаба», а некоторые из экспертов увидели в этой ситуации скрытый мотив относительно президентских выборов, которые прошли спустя год.

Вопрос взяточничества застал врасплох американские вузы. Однако Америка – не единственная страна мира с такой проблемой.

Проявление коррупции и мошенничества в США

Не только знаменитости или публичные люди могут быть замешаны в историях со взятками – факты говорят о том, что простые местные или иностранные студенты тоже могут столкнуться с фактом коррупции.

В октябре прошлого года один из пользователей информационной площадки Пикабу поделился материалом об университете, где котором проходил обучение: речь о престижном топовом вузе Лиги Плюща – Brown University. Русскоязычный студент рассказывает о своей студенческой жизни в Бостоне, истории вуза и о факте коррупции, который ему удалось обнаружить.

Молодой человек пишет, что у вуза, как полагается топовому университету, большой кампус, состоящий из 235 зданий разного функционала (включая 11 зданий библиотек). По закону Brown University должен платить государственный налог за такое большое количество объектов, причем довольно крупный – по подсчетам автора его размер достигает нескольких миллионов долларов. Однако Университет Брауна этого не делает. Вместо этого у вуза есть некий договор с властями Бостона, согласно которому он оплачивает работу местного отделения полиции, патрулирование небольших студенческих автобусов плюс работу нескольких городских сервисов.

По мнению автора статьи, взыскать с вуза привычный налог у городских властей не получилось из-за нескольких факторов:

  • Университет Брауна – один из самых старых и уважаемых на территории страны
  • Вуз привлекает в штат Род-Айленд студентов более чем из 80 стран мира
  • С Брауном связаны 8 нобелевских лауреатов и несколько десятков лауреатов других премий.

Поэтому когда вуз в ответ на требование об оплате налога пригрозил сменить место дислокации –  перебраться на территорию другого штата и лишить город приносимого дохода, –  властям ничего не оставалось, кроме как пойти на «компромисс».

Когда эта история произошла, то вызвала большие волнения по всему региону. Были даже проведены расследования, однако прямых улик нарушения закона не обнаружилось, поэтому дело постепенно свернули.

Однако у вузов США есть другая проблема: политика «позитивной дискриминации» (affirmative action). Официально это борьба с дискриминацией меньшинств, к которым в первую очередь относятся сами жители Америки. Однако спустя время одним из проявлений «позитивной дискриминации» стало создание расовых квот, связанных с любыми социальными случаями: прием на работу, поступление в колледж и так далее.

Особенно ярко она проявляется в приемных комиссиях американских университетов: для реализации политики affirmative action был создан внушительный свод правил для оценивания каждого абитуриента. Получились разные условия приема для белых, испаноязычных, афроамериканцев или потомков по линии индейцев. Двум последним категориям стало гораздо проще попасть в университеты, включая элитные высшие школы. В престижных вузах особенно мало представителей разных национальных групп, поэтому они стали максимально занижать условия поступления, чтобы расширить этническое разнообразие среди учащихся.

Такое условие поступления дает простор для различного рода махинаций, доходящих до абсурда. Аналогичной историей известна сенатор штата Массачусетс Элизабет Уоррен: она смогла попасть в Университет Хьюстона, убедив всех, что среди ее родственников есть индейцы (якобы ее бабушка с дедушкой буквально вышли из индейских племен). Профессорскую степень в Гарварде она потом получала также по «индейской квоте». Спустя многие годы по стечению обстоятельств Уоррен сделала анализ ДНК – оказалось, что она относится к индейцам не больше, чем любой другой среднестатистический американец.

Вопрос дискриминации сейчас очень актуален для Соединенных Штатов. Из всех абитуриентов сильнее белых кандидатов пострадали азиаты. У представителей азиатских народов (китайцы, корейцы, японцы) строгая дисциплина, поэтому дети учатся старательно в школах или институтах, достигая академических успехов. Поэтому однажды вузы из Лиги Плюща «пресытились» таким количеством студентов из перечисленных этносов, приняв меры:

  • Был предельно завышен порог поступления для абитуриентов-азиатов
  • Стали отрицательно восприниматься внеучебные достижения кандидатов, которые указываются при поступлении (например, игра в пинг-понг) и.т.д.

Такая политика привела к тому, что в 2014 году группа абитуриентов из стран Азии подала первый иск против вузов Лиги Плюща за расовую дискриминацию. Однако согласно закону частные американские колледжи или вузы имеют право ставить любые условия по приему студентов.

Заявители требовали признать факт дискриминации азиатов от лица вузов, нарушение гражданских прав плюс отмену существующей политики. Тогда администрация президента Обамы никак не поддержала проблему, а после вступления на пост нового главы государства (Дональд Трамп) Департаменту юстиции была поручено проверка вузов – факт дискриминации азиатских учащихся был официально подтвержден.

 Это только пара примеров махинаций и коррупционных действий, которые проворачиваются на территории американских вузов. Мы еще подробно не затрагивали политизацию и идеологизацию, борьбу с патриархальной системой, капитализмом или «белыми привилегиями», поскольку в нашей статье все-таки акцент на коррупции.

Проявление коррупции и мошенничества на территории РФ

Несколько иначе дела с мошенничеством или коррупцией обстоят в нашей стране. Это не значит, что вопрос менее актуален, чем в Америке – просто у нас чаще фиксируются факты финансовых взяток.

По данным исследований, о коррупции российских университетов знает большинство обучающихся студентов, старшекурсники владеют большей информацией, чем первокурсники. Причиной этому становится востребованность «услуг» к финалу обучения, а студенты первых курсов всё-таки опасаются последствий. На деле последствий особо нет –  схема считается рабочей.

Проявление коррупционных действий может быть представлено не только в денежном эквиваленте, – существует еще «немонетизированный» формат: открытое списывание на экзамене, скачивание чужих работ из сети для написания своего диплома или покупка полностью готовых аттестационных работы (диплом или магистерская диссертация).

Как пишет исследователь Денисова-Шмидт в своей статье о коррупции, российские студенты сами по-разному воспринимают факты своего коррупционного поведения: одни оправдывают это тем, что заняты работой, поэтому у них нет времени на изучение дисциплин, не связанных со специальностью. Другие относятся нейтрально, не видя в списывании или использовании чужих работ какого-то криминала. Есть и те, кто убежден, что коррупция распространена повсеместно, поэтому соблюдать правила необязательно. Такая ситуация характерна не только для российских вузов, но и для университетов во многих других странах мира.

По мнению эксперта, распространению коррупции как раз поспособствовало повышение спроса на высшее образование, как следствие – его доступность. Документы в вузы подают 80% молодежи в возрасте от 18 до 21 года, однако далеко не все их них готовы успешно выдержать учебную нагрузку, поэтому чтобы не вылететь из вуза, используют альтернативные методы «договориться».

По результатам исследований Денисова-Шмидт также выявила специальности, на которых больше всего студентов с низкой успеваемостью:

  • Морская техника
  • Металлургия
  • Лесное дело
  • Сельское или рыбное хозяйство.

И вот мы уже получаем схему, при которой отчислять таких студентов вузу невыгодно, поскольку они могут внести свой вклад (как правило, финансовый) в развитие университета. Плюс большой процент отчисления чреват для университета уменьшением государственного бюджета, за которым по логике последует и сокращение преподавательского состава, а значит – потеря рабочих мест.

Также многие российские студенты увидели взаимосвязь между получением высшего образование и тем, что молодых людей не призывают на армейскую службу, пока они получают высшее образование – что опять же привлекает не академически сильных кандидатов, а буквально всех подряд. Текущая ситуация на трудовом рынке показывает, что даже квалифицированный рабочий с опытом руководства отделом едва ли сможет без корочки о высшем образовании стать начальником.

Как итог: система образования в России уже давно не место для получения качественных образовательных услуг, а крупный бизнес-проект, где крутятся финансы.

Виды коррупционных нарушений и меры их предотвращения

Одной из мер пресечения коррупционных действий на территории России –  по крайней мере, на этапе между средним и высшим образованием – должно было стать введение Единого государственного экзамена. Но эта мера не оправдала себя.

Однако не только этап ЕГЭ подвергается коррупционным действиям – под денежные махинации попадают и остальные сферы, задействованные в подготовке или получении высшего образования:

  • Репетиторская деятельность. Осуществление деятельности такого характера против официальных положений о порядке осуществления, предоставление ложных или действительных способов для зачисления, которые противоречат установленным стандартам
  • Вступительные экзамены. Зачисление студентов по критериями (баллам или другим показателям), не соответствующим официальным – сюда отнесем ЕГЭ
  • Получение различных привилегий и благ вне конкурса (например, место в общежитии, стипендия, поездки, конкурсы или стажировки и т.д.)
  • Сдача экзаменов и зачетов. Вымогательство финансовых взносов со стороны преподавательского состава (проще говоря – взятки), злоупотребление служебным положением или информацией
  • Назначение стипендий/пособий/грантов. Выдача или получение средств на основе документов, которые не являются первостепенными, рассмотрение других критериев для махинации
  • Заполнение ведомостей. Выдача некорректных ведомостей студентам, подделка документов
  • Организация и проведение государственных или аттестационных мероприятий. Реализация сдачи экзамена по формату, противоречащему внутренним правилам высших учебных заведений
  • Проведение вступительных испытаний в магистратуру или аспирантуру. Зачисление по критериям, которые не соответствуют обязательным требованиям или конкурсным баллам.

Как показывают проведенные исследования, чтобы оказать эффективное противодействие такому явлению, как коррупция в сфере высшего образования, необходимо принимать меры одновременно на разных уровнях: законодательном и социально-экономическом.

Вот как может выглядеть список таких мер, сформированный с учетом разных факторов:

  1. Усиление мер по проведению уголовного наказания за коррупционное поведение любого масштаба (от незначительного уровня до критического)
  2. Фактическое повышение заработной платы для преподавателей, чтобы создать учителям и преподавателям вузов условия, при которых у них отпадет необходимости искать заработок за пределами основной деятельности
  3. Внедрение горячей линии по оповещению о факте совершения правонарушений коррупционного характера – для безопасности анонимно. Сделать форму для этого можно на официальных сайтах школ или вузов. Входящие сообщения необходимо фиксировать, а после совершать проверки учебных заведений
  4. Разработка и реализация системы мероприятий по преодолению коррупции в образовательных учреждениях.

Например:

  • Развитие студенческого самоуправления и активной гражданской позиции среди учащихся.

Большинство студентов просто боятся сообщать о факте взяток, чем невольно покрывают нарушителей, способствуя распространению явления. Формирование открытой гражданской позиции поможет студентам быть менее терпимыми и совершать посильные шаги к пресечению.

  • Разработать базовые шаги противодействия коррупции на уровне Кодекса корпоративной этики

В этом случае администрация вуза или другого учреждения сможет воздействовать на нарушителей и принимать меры административного или дисциплинарного характера.

  • Развить механизм общественного контроля

Наблюдение за текущей ситуацией со стороны родителей, организаций общественного уровня, органов контроля образования позволит вовремя отследить нарушение и предотвратить его.

Решение проблемы коррупции в сфере образования — важная стратегическая задача для России и других стран мира, поскольку станет одним из разделов решения более широкой проблемы –  качества образования и его доступности.

Пора предпринимать какие-то действия, если мы хотим, чтобы наши дети могли получать качественное образование в открытых честных условиях!

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности