• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2021-08-30 18:10:42

Зачем студентам классическая литература?

Классическая русская литература насыщена словами и терминами, непонятными ребёнку, подростку, а зачастую и студенту. К примеру, в чём разница между бричкой и кибиткой, что это такое? Вместе с тем, то не повод в принципе отказаться от изучения произведений классической школьной программы. Для чего же всё это читать?

Есть мнение, что читать и тем более изучать это не нужно – к чему разбираться в подвидах гужевого транспорта и проникаться душевными порывами лишних людей в эпоху победившего Аватара? Мнение – ошибочное, сейчас докажем.

Личный опыт

В своё время, когда родители или бабушки читали нам Пушкина, Есенина и прочих авторов (эта парочка доминировала, но не подменяла остальных), мы прилежно приникали к ним, хотя не вникали, на кой чёрт оно нам сдалось.

Вероятно, тут крылась ошибка – не разъяснять детям, о чём речь. Ведь уже 30, 40, да и полвека назад не представляли себе облучок и не ведали, что салазки и санки — один предмет. Нынче первая версия слова незнакома даже перевалившим за второй десяток недорослям.

Важно ли понимать сложности речи? Поэзия не толковый словарь, её удел – привлекать лирикой и музыкальностью, и изобилующие трудностями перевода сказки многие дети легко учат наизусть.

А Лермонтов? Тургенев? Толстой? Достоевский? Чехов? История? Биология? Химия? Физика? Всюду непонятные и многосложные слова, всё нужно учить, некоторое и для взрослого человека остаётся непостижимой тайной – но ведь учим же? И многое оказывается полезным, захватывающим и волнующим воображение.

Сложности кибитки, салазки, ноне и прочие странные слова не мешали изучению стихов Пушкина – учили и даже в определённой степени восхищались музыкальностью, сказки знали наизусть, хотя и там старинных слов порядком.

Классика сохраняет актуальность

Изучение литературы важно и лучше всего заходит одновременно с историей. Это позволяет человеку обрести и прочувствовать связь с корнями, осознавать личную идентику. Читатель приходит к мысли, что не одинок, его переживания, эмоции и чувства уже были, проблемы повторяются из поколения в поколения, а главное – они решаемы, можно разобраться и выйти из трудного положения победителем.

Интерес к русской литературе должен быть ещё и потому, что герои там — отражение общества. А общество неизменно, если брать в расчёт, что история двигается по спирали. Человек проходит те же этапы, что и раньше — детство, отрочество, юность, взросление, старость. И про всё уже сказано, уже написано.

Психоанализ поэтического дара Достоевского или акценты влияния жёлтого цвета на поступки его героев, алкогольные путешествия героев и авторов отечественного литературного мира – откладываем на потом, для изучения на литературоведческих факультетах или за книгами критиков.

Зачем нужна литература?

Ответ неоднозначен и сложен. Дисциплина нужна, чтобы:

  • Задать моральные ориентиры и дать флаги;
  • Снабдить надеждой и верой в собственных силах;
  • Расширить кругозор;
  • Воспитать разум и душу;
  • Определить базовые понятия о добре и зле, что друг без друга они не существуют.

Задача великих книг – прояснять жизнь. Литература служит лакмусом, позволяющим лучше осознать эпоху и выделить её базовые маркеры.

  • В начале XX века наступила великая смута – и в этот период не появилось ни одного полностью вменяемого автора.
  • Наступила хрущёвская оттепель – и появилось поколение фронтовых литераторов, зажёгся талант Солженицына.
  • Пришёл застой – и буйные перестали быть в чести, их место заняли скучные производственные романы – просто в иной стилистике. А всё прочее было оттеснено на периферию, превратившись в маргинальное.

Литература отображает бытие, расцвет и распад, то, что свершалось и свершается на наших глазах не хуже учебника по истории. А то и лучше! Она вызывает эмоциональную встряску и желание разобраться с причинами и предпосылками.

Не стоит ограничиваться XX веком: аналогичные правила действовали и в XIX, и в XVIII столетии, и каждое даёт нам толику знаний, нужных для понимания и восприятия современности. Прежние идеи, поданные под новым соусом, торжествуют в мире и сегодня.

Меняется обстановка, но человек ищет правду, терзается над собственными грехами и несправедливостью мира, познаёт себя и других, оставаясь при этом тем же. Литература, подобно хорошему психологу, способствует наилучшему поиску корней, наблюдению за закономерностями и процессами.

Старый-добрый «луч света в тёмном царстве» может быть обнаружен в любой семье или коллективе и сегодня.

А практическая польза есть?

Да, и она несомненна, ведь классическая литература может дать человеку то, что не под силу комиксам или книжкам в приключенческом жанре. Читая, человек учится:

  • Выражению собственных чувств в письменной и устной форме. И речь не об изложениях или сочинениях, но о колоссальном запасе лексических единиц, демонстрируемом прозаическими и поэтическими произведениями;
  • Пониманию, что ты не одинок, у людей могут быть такие же серьёзные проблемы, чем у тебя, и они все равно с ними справятся;
  • Соотнесению персоналии и исторического процесса, познанию прошлое через источники, а не простое перечисление дат;
  • Обретению средства понимания выражения чувств, получения эмоционального диапазона чуть шире, чем у пустой консервной банки.

Этих причин достаточно, чтобы убедиться: письменное слово не утратило актуальности, даже переход от бумажных книг к цифровым носителям не способствует уходу в прошлое всего пласта русской литературы.

А как быть с непонятными словами? Купите вы словарь!

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности