Классическая русская литература насыщена словами и терминами, непонятными ребёнку, подростку, а зачастую и студенту. К примеру, в чём разница между бричкой и кибиткой, что это такое? Вместе с тем, то не повод в принципе отказаться от изучения произведений классической школьной программы. Для чего же всё это читать?
Есть мнение, что читать и тем более изучать это не нужно – к чему разбираться в подвидах гужевого транспорта и проникаться душевными порывами лишних людей в эпоху победившего Аватара? Мнение – ошибочное, сейчас докажем.
Личный опыт
В своё время, когда родители или бабушки читали нам Пушкина, Есенина и прочих авторов (эта парочка доминировала, но не подменяла остальных), мы прилежно приникали к ним, хотя не вникали, на кой чёрт оно нам сдалось.
Вероятно, тут крылась ошибка – не разъяснять детям, о чём речь. Ведь уже 30, 40, да и полвека назад не представляли себе облучок и не ведали, что салазки и санки — один предмет. Нынче первая версия слова незнакома даже перевалившим за второй десяток недорослям.
Важно ли понимать сложности речи? Поэзия не толковый словарь, её удел – привлекать лирикой и музыкальностью, и изобилующие трудностями перевода сказки многие дети легко учат наизусть.
А Лермонтов? Тургенев? Толстой? Достоевский? Чехов? История? Биология? Химия? Физика? Всюду непонятные и многосложные слова, всё нужно учить, некоторое и для взрослого человека остаётся непостижимой тайной – но ведь учим же? И многое оказывается полезным, захватывающим и волнующим воображение.
Сложности кибитки, салазки, ноне и прочие странные слова не мешали изучению стихов Пушкина – учили и даже в определённой степени восхищались музыкальностью, сказки знали наизусть, хотя и там старинных слов порядком.
Классика сохраняет актуальность
Изучение литературы важно и лучше всего заходит одновременно с историей. Это позволяет человеку обрести и прочувствовать связь с корнями, осознавать личную идентику. Читатель приходит к мысли, что не одинок, его переживания, эмоции и чувства уже были, проблемы повторяются из поколения в поколения, а главное – они решаемы, можно разобраться и выйти из трудного положения победителем.
Интерес к русской литературе должен быть ещё и потому, что герои там — отражение общества. А общество неизменно, если брать в расчёт, что история двигается по спирали. Человек проходит те же этапы, что и раньше — детство, отрочество, юность, взросление, старость. И про всё уже сказано, уже написано.
Психоанализ поэтического дара Достоевского или акценты влияния жёлтого цвета на поступки его героев, алкогольные путешествия героев и авторов отечественного литературного мира – откладываем на потом, для изучения на литературоведческих факультетах или за книгами критиков.
Зачем нужна литература?
Ответ неоднозначен и сложен. Дисциплина нужна, чтобы:
- Задать моральные ориентиры и дать флаги;
- Снабдить надеждой и верой в собственных силах;
- Расширить кругозор;
- Воспитать разум и душу;
- Определить базовые понятия о добре и зле, что друг без друга они не существуют.
Задача великих книг – прояснять жизнь. Литература служит лакмусом, позволяющим лучше осознать эпоху и выделить её базовые маркеры.
- В начале XX века наступила великая смута – и в этот период не появилось ни одного полностью вменяемого автора.
- Наступила хрущёвская оттепель – и появилось поколение фронтовых литераторов, зажёгся талант Солженицына.
- Пришёл застой – и буйные перестали быть в чести, их место заняли скучные производственные романы – просто в иной стилистике. А всё прочее было оттеснено на периферию, превратившись в маргинальное.
Литература отображает бытие, расцвет и распад, то, что свершалось и свершается на наших глазах не хуже учебника по истории. А то и лучше! Она вызывает эмоциональную встряску и желание разобраться с причинами и предпосылками.
Не стоит ограничиваться XX веком: аналогичные правила действовали и в XIX, и в XVIII столетии, и каждое даёт нам толику знаний, нужных для понимания и восприятия современности. Прежние идеи, поданные под новым соусом, торжествуют в мире и сегодня.
Меняется обстановка, но человек ищет правду, терзается над собственными грехами и несправедливостью мира, познаёт себя и других, оставаясь при этом тем же. Литература, подобно хорошему психологу, способствует наилучшему поиску корней, наблюдению за закономерностями и процессами.
Старый-добрый «луч света в тёмном царстве» может быть обнаружен в любой семье или коллективе и сегодня.
А практическая польза есть?
Да, и она несомненна, ведь классическая литература может дать человеку то, что не под силу комиксам или книжкам в приключенческом жанре. Читая, человек учится:
- Выражению собственных чувств в письменной и устной форме. И речь не об изложениях или сочинениях, но о колоссальном запасе лексических единиц, демонстрируемом прозаическими и поэтическими произведениями;
- Пониманию, что ты не одинок, у людей могут быть такие же серьёзные проблемы, чем у тебя, и они все равно с ними справятся;
- Соотнесению персоналии и исторического процесса, познанию прошлое через источники, а не простое перечисление дат;
- Обретению средства понимания выражения чувств, получения эмоционального диапазона чуть шире, чем у пустой консервной банки.
Этих причин достаточно, чтобы убедиться: письменное слово не утратило актуальности, даже переход от бумажных книг к цифровым носителям не способствует уходу в прошлое всего пласта русской литературы.
А как быть с непонятными словами? Купите вы словарь!