По официальным цифрам, сегодня количество студентов российских университетов достигает 5 000 000 человек, то есть примерно половина молодежи 18-24 лет. А вот качество высшего образования не всегда гарантированно: достаточно посмотреть на статистику работодателей — хороших специалистов не так уж и много, и за ними буквально идет охота и «подкуп» приличными зарплатами.
Почему молодежь России предпочитает потратить 6 лет (а иногда и больше) на ненужное образование? Ведь кассирами и консультантами вполне можно работать и без вышки?
«Так мама с папой хотели»
Ох, настоящая боль у подростков, чьи родители еще застали Союз — все эти причитания «без высшего будет улицы подметать!», «только в университете из тебя человека сделают», «без диплома ты никому не нужен» растят свои корни из тех времен. Часто родители принуждают ребенка к выбору, причем той специальности, на которую сам абитуриент не очень-то и хотел поступать. Как результат — вал экономистов и юристов, вообще не заинтересованных в своей профессии и пополняющих ряды безработных.
На непривлекательной для себя специальности студент учится (если учится!) из-под палки, наплевательски относится к занятиям и не выполняет задания, практически не участвует в университетской жизни — «вузовские годы чудесные», по сути, проходят мимо него.
«Уж лучше вуз, чем армия»
Популярное мнение у молодых людей — нежелание служить работает мощнейшей мотивацией для парней. Сначала они пашут за подготовкой к ЕГЭ, чтобы успешно поступить, но потом перегорают и расслабляются: главное дело сделано, призыв пока не грозит, а уж учеба-то и не сильно нужна была. Уже по выпуску можно будет придумать что-то еще (типа военной кафедры), но «придумка» точно не будет касаться профессионализма в выбранной специальности.
«Не хочу работать, лучше поучиться еще немного»
Такие инфантильные настроения отнюдь не редкость: наверняка и у вас в круге общения найдется какой-нибудь вечный студент: он поступает и перепоступает, отчисляется, меняет специальность, идет в аспирантуру или подрабатывать лаборантом на кафедре — все, что угодно, лишь бы не начинать строить карьеру.
В Европе полноценная трудовая деятельность начинается к 25-26 годам, когда получено полноценное образование + стажировки или практики, набрано хоть чуть-чуть жизненного опыта и осознанности, выработалось мнение, чем человек хочет заниматься в своей жизни.
Конечно, такие вечные студенты не слишком заинтересованы в учебных успехах, иначе они бы давно прошли этот не слишком-то длительный, в общем-то, путь. Они всеми силами будут участвовать в университетских мероприятиях и тусовках, часто становятся звездами общественной и культурной жизни — но вот диплом получать не будут торопиться. И вузовский путь у них обычно растягивается лет на 10, если не больше.
Наверное, стоит пересмотреть отношение к высшему образованию в РФ. Вышка действительно нужна квалифицированным специалистам — врачам, юристам, архитекторам и строителям, ученым разных направлений — тогда как процентов 70 специальностей, сегодня подающихся под соусом «высшего» образования, вполне можно перевести на средне-специальную траекторию в ССУЗЫ, ПТУ и колледжи. Пора перестать относиться к последним предубежденно и свысока! Если бы в наши университеты поступали только заинтересованные, мотивированные ученики, то и качество специалистов при выпуске стало бы на порядок выше.