• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2021-11-23 18:01:11

Антирейтинг: самые бесполезные школьные предметы

О программу среднеобразовательной школы во все времена ломали копья и вели ожесточённые дискуссии. Причём не только в родительских чатах и курилках, но и на самом высоком уровне, поэтому ежегодно она претерпевает мучительные перемены — от перепасовки и жонглирования астрономией в старших классах до основ православной культуры.

А зачем вообще нужна школа в XXI веке? Учить грамоте? Давать сумму знаний? Обучать учиться и разыскивать информацию? Наконец, предоставлять возможности развиваться всесторонне в классическом ключе, как это было сто или двести лет назад в гимназиях с двумя древними и одним новым языком?

Следует сразу оговорить, что всё изложенное в этом посте может рассматриваться в качестве субъективного мнения автора, которому довелось учиться в отечественной школе и отправлять туда собственных детей, чтобы затем наблюдать, как они тратят кучу сил и нервов на никому даром не сдавшиеся дисциплины, по которым иногда даже экзамены проводят.

ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

В отношении этой дисциплины дети и родители сходятся чаще всего: предмет никому не нужен, кроме отставных полковников. Проблемы начинаются уже на этапе расшифровки сокращения. Разобравшись с термином, поясняем: основам безопасности этого самого учат дома. Именно мама и папа объясняют, что:

  • Не нужно совать руки в кипящую воду
  • Пальцы в розетку
  • Браться за раскалённую плиту или кухонную утварь
  • Перебегать дорогу где попало и т.д.

В школах дисциплину часто ведут видавшие виды военные, которым чертовски интересны особенности поведения человека при газовых атаках, атомных взрывах и прочих «приятных неожиданностях» эпохи Холодной войны. Разумный человек знает, что как бы ты себя не вёл, всё равно дашь дуба либо сразу, либо от последствий лучевой болезни. Поэтому можно не отвлекаться от прослушивания музыки (ровно до момента, пока мозги плеера не спалит электромагнитный импульс).

Разумеется, особенности обращения с перцовкой или ее удаления с кожи и слизистых учить нужно. Полезным будет и навык искусственного дыхания и оказания первой помощи. Но кому сдались сочинения на военную тематику или зубрёжка воинских и аналогичных гражданских званий вкупе со знаками различия, я не знаю. Тем более что оказывать первую помощь на этих уроках всё равно не учат: все инструктажи сводятся к рекомендации «в любой сложной ситуации следует вызывать скорую помощь и ждать их». Можно ещё приложить пакет со льдом и выпить аспиринчику. Так что эти уроки – бесполезные пожиратели времени. Которое, если кто забыл, самый ценный ресурс человека.

Чем всё это можно заменить? Вариантов много, но самый очевидный – как раз те занятия по оказанию первичной медпомощи. Детей можно обучить: как понять, что у человека инсульт, на что может рассчитывать попавший в беду гражданин при общении с полицейскими, чиновниками и врачами.

Трудовое воспитание / Технологии

В современном виде полностью анахронистично. Девочек учат вышиванию крестиком, мальчиков – изготовлению крючков для мебели и ножек для табуреток, какому-нибудь кузнечному делу или резьбе по дереву. Причём на полном серьёзе, с длинными учебными планами, графиками и расписаниями, тратя на это десятки часов времени, которое можно было бы потратить с куда большей пользой. Даже такие специфические навыки, как штопка носков или постановка заплаток на одежду, принесли бы человеку больше пользы!

На домоводстве тратят часов шесть, изучая дизайн кухни и устаревшие бытовые приборы, способы ухода за ними и правила пользования. Но, согласитесь, на кой чёрт вам сдались характеристики плиты «Минск» или холодильника «Непрядва», если у вас на кухне стоит новенькая индукционная панель?

Пацанам повезло чуть больше – их учат шлифовке, строганию, заколачиванию и забиванию. Правда, пользу всё это может принести лишь в одном случае – если парень решит зарабатывать изготовлением мебели на жизнь. Во всех иных случаях навык изготовления табуретов и столов из второсортной древесины и фанеры – пустая трата времени.

Вместо этого можно было бы учить девочек накладывать макияж, обучаться совмещать цвета и элементы одежды, чтобы составлять базовый гардероб из простых вещей. Понимаю, польза сомнительна, но в сравнении с вышивкой? На худой конец, можно рассказывать и показывать про глажку и стирку, готовку базовых наборов блюд на неделю (хотя с этим лучше справится ютуб). Мужскому полу можно рассказывать про внутреннее устройство автомобилей и различной техники, а кривые табуретки заменить навыками по замене шарового крана или установке смесителей.

И пацанам, и девчатам пригодятся навыки вождения автомобиля – хотя бы на тренажёрах стендового типа, а в старших классах и практические занятия можно добавить. Всяко в жизни полезным будет больше, чем пяльце и иголки вкупе с ручной швейной машинкой и драчовым напильником.

Физкультура

Звучит провокационно, но не спешите швыряться предметами и презрительно фыркать. Никто не предлагает полностью отказаться от спортивных активностей. Просто следует расставить точки над ё.

В 90% школ физ-ру преподают на минимальном уровне и в принципе не считают за уроки. В оставшихся занятия ведут несостоявшиеся спортивные звёзды, и лёгкая разминка превращается в скотскую потогонку без какого-либо смысла (и, кстати, без возможности сходить в душ после занятий). Сидишь потом, пахнешь, ловишь сквозняки.

Возможно, это традиция с непременными нормативами по бегу, прыжкам и прочей фигне. Понятно, зачем это было нужно 50 лет назад: мальчики и девочки должны были быть готовы преодолеть окоп в прыжке и бросить гранату на 30 метров, чтобы успеть укрыться в складках местности, так как разлёт осколков у противопехотной Ф-1 – двести метров. Но сегодня, с профессиональной армией, эти некогда бесценные навыки не особо нужны ребёнку.

Чем вообще человек 11-18 лет занимается на физкультуре по 2-4 часа в неделю? Пишет рефераты и бегает с мячом у кольца? Тогда почему мы не знаем правил ни одной командной игры, в которые вроде как играли с первого по одиннадцатый?

Нередко учителя по физре – несчастные люди, для которых травма навсегда перекрыла шансы сделать карьеру в большом спорте. Вместо этого детей можно было бы обучать навыкам самообороны при помощи различных предметов, поведению в кризисных ситуациях, а бесконечные нормативы заменить на лёгкую разминку по утрам и обучением основам теории ЗОЖ.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности