2021-11-18 12:34:07

Чего не хватает в российских вузах? Разбираемся

Школьные и студенческие годы нередко называют наиболее счастливыми и самыми лучшими. Правда, часто студенты-неофиты не тянут нагрузку, впадают в уныние или депрессуют, стремятся во что бы то ни стало сократить пребывание на студенческой скамье и побыстрее начать работать.

Правда, аналогичные проблемы испытывают и ученики старших классов: трудно будет найти парня или девушку в 10-11 классах, которые не хотели бы уже завтра уйти из школы, расквитаться с едиными госэкзаменами и отправиться прямиком в крутой и престижный универ, где, маня новыми впечатлениями и знакомствами, их ждёт студенческая пора. А стоит задать вопрос студенту, как тот распишет про ограничения свободы, скучные и унылые лекции, устаревших преподов и бесполезные учебники. В общем, хорошо там, где нас нет – и за порогом университета всех желающих ждёт перспективная работа с полной независимостью, отдельным кабинетом или хотя бы крутым опенспейсом и свободным посещением. Ах, да – ещё два раза в год командировки на Бали.

Ладно, теперь серьёзно.

Нередко от университетов ждут так многого, что стресс и разочарование сопутствуют свежеиспечённому студенту ежедневно. А вот ответа на вопрос, что именно пошло не так, получить бывает непросто.

От перемены мест слагаемых

Высшее образование не доносит до подростков мысль, что перед ними дивный новый мир и любой сделанный сегодня выбор можно поменять. К примеру, американская программа, где на первом-втором курсе преподают «свободные искусства», к этому пригодна в значительно большей степени — она прямо-таки провоцирует социальную мобильность. Да и как тут не быть мобильным, когда Стэнфорд предлагает несколько тысяч вариантов бакалавриата, можно сказать, с индивидуальной подгонкой! А наши студенты в этом плане скованы планами, ограничениями, а главное – неизвестностью.

Работа с рынком труда, с донесением идеи, что на жизненном пути человеку нужно освоить самые разные навыки и компетенции, в российском образовании отсутствует. Между тем, университет – не ограничитель свободы, а её проводник.

Не хватает свободы

Множество программ в отечественных вузах готовят узкоспециализированных профессионалов. Но истина такова, что на реальной бирже труда твой успех зависит от количества навыков и компетенций.

В американском университете ты выбираешь совершенно произвольный набор курсов, по которым потом сдаёшь экзамены, курсовые, проверочные и другие работы. Ты совершенно свободен в праве посещения любых других курсов — для развития кругозора и смены оптики восприятия вселенной.

Ничего не препятствует поступать также и у нас. Но практики нет, и многие ребята попросту стесняются своего желания заглянуть вечерком на интересную лекцию на соседнем факультете.

Кроме того, учащимся высшей школы следует понимать и осознавать: за порогом есть жизнь, она другая. На занятиях об этом не расскажут, взаимодействию с реальным миром не научат. Универ – закрытая страта и сообщество, сколь велики бы не были кампусы. Студент Высшей школы экономики и его коллега из педагогического университета говорят на разных языках и живут иначе, не всегда понимают специфический локальный юмор, не говоря уже о традициях, обычаях и шутках. Даже если при этом тот и другой – филологи или журналисты.

Ценности университета и реального мира отличаются

В учебном заведении никто не расскажет, что отметки вторичны, а первичны опыт, знание и скиллы-компетенции. Очень часто дети, привыкшие к школьному формализму и палочной системе, по инерции продолжают действовать также и в институте. Поэтому на первых курсах так много девушек стремятся заполнить зачётные книжки пятёрками: юные бакалавры попросту не понимают, что их оценки никому не сдались. Иногда понимание истинного положения вещей приходит ближе к выпуску, но чаще уже после окончания вуза.

Стройная и понятная, доводящая до абсурда система отметок не учит человека должным образом распоряжаться временем, выбирать приоритетное и вторичное. Часто к сложным экзаменам готовятся за ночь, а потом искренне обижаются, что провалились. Недаром 60–70% отчисленных отправляются на вольные хлеба уже после первого курса.

И это ещё один серьёзный недостаток системы: психологи и поддержка подобного плана отсутствуют как класс. Экзамены, пубертатный возраст, процедура поступления – все эти вещи формируют вокруг абитуриента и первокурсника перманентный стресс.

Не сдал? Беда. Сдал? Вроде бы хорошо, ты поступил, но реальное положение вещей таково, что ты оказался в принципиально иной среде, существующей по новым, незнакомым правилам. Многим приходится менять город, селиться в общежитие или снимать жильё, впервые в жизни сталкиваться с трудностями быта, обслуживать себя. И всё это помимо учебной нагрузки: как тут не заработать стресс, депрессняк или хотя бы гастрит с язвенной болезнью? «Вышка» и некоторые другие университеты «первой линии» могут похвастаться центрами психологической поддержки, но таких мало, ресурсов не хватает. А как быть тем, кто учится за пределами Москвы и Петербурга?

Ты все понял не так, мой юный падаван!

Ещё одна серьёзная проблема – отсутствие практических навыков и цельного представления о работе большого научного коллектива. Двигаясь в направлении решения этой проблемы, российские университеты заимствуют опыт европейских и американских коллег, практикующих наставничество. Ведь в своём расписании вы не обнаружите дисциплины «планирование», не практикуются классные часы, даже брошюр с информацией и ответами на часто задаваемые вопросы нет. Все эти сведения следует добывать самим – выяснять, спрашивать, разыскивать, критически осмыслять и проверять. А ещё – быть готовым ошибаться и работать с ошибками.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности