2021-08-30 18:27:39

Что происходит с юридическим образованием в России?

В этой статье мы обсудим, как проходит обучение на юридических факультетах и вузах, есть ли способы эффективно сочетать теоретические знания с практическими навыками, а также насколько это применимо к российским реалиям.

Как проходит обучение

Специфика юридического образования заключается в том, что оно довольно консервативно. Это связано с тем, что юриспруденция как специальность направлена на поддержание государственных устоев в работающем виде, обеспечивая функционирование законодательной системы. Юристы при этом оказываются в роли блюстителей закона, которые стараются сохранить существующий порядок вещей.

Возможно, именно из-за этого реформы в области юридического образования идут крайне медленно. На сегодняшний день самым масштабным изменением в системе подготовки юристов стал переход от специалитета к двухступенчатой системе «бакалавриат + магистратура». Впрочем, во многих вузах это стало лишь внешним реформированием, когда существующую еще с советских времен программу немного подсократили и уместили в 4 года.

В зависимости от выбранного вуза программа обучения может несколько отличаться, но в целом эти отличия минимальны. Даже вузы, обладающие правом применения собственного образовательного стандарта, пользуются им весьма осторожно.

Так, на первом году обучения всем студентам предлагается набор общеобразовательных дисциплин, включающий предметы от истории России и социологии до вводных курсов по праву. Затем постепенно начинают вводиться специальные дисциплины, охватывающие весь спектр юридической теории. Наконец, старшекурсникам предлагается брать курсы по выбору, чтобы сосредоточиться на выбранной специализации.

Системные проблемы

Существующая система далека от идеала, на что указывает ряд существенных изъянов. На сегодняшний день можно выделить три наиболее критичных проблемы:

Перегруженность программы обязательными предметами

Попытка дать студентам как можно больше в рамках одной специальности чаще приводит к тому, что 25 разных предметов даются в сокращенном объеме и в условиях постоянной нехватки времени. На наш взгляд, намного полезнее было бы оставить блок из наиболее существенных для специальности предметов, которые давались бы в более проработанном виде. Остальные дисциплины можно было бы сделать в виде курсов по выбору для студентов или предоставить руководителям учебных заведений большую свободу действий по части наполнения программы. Сейчас же вузы просто боятся что-то менять, чтобы не отойти от государственного стандарта.

Внешний характер реформирования под европейский стандарт

Переход к европейской двухступенчатой системе образования в российских вузах был воспринят с неохотой. В частности, это выразилось в том, что юридические факультеты долго сохраняли традиционную форму преподавания, а затем уместили её в 4-годичный формат бакалавриата. Магистратура при этом стала часто выполнять функцию формального получения диплома, который требуется для определенных должностей, хотя изначально была задумана для углубления специализации. Эта ситуация привела к тому, что вовлеченность в обучение среди студентов-магистров оказалась на низком уровне.

Отсутствие баланса между теорией и практикой

Теория или практика? К числу практически неразрешимых проблем относится совмещение теории и практики в рамках программы обучения бакалавров. Времени на все не хватает, а выбирать что-то одно — означает жертвовать вторым. Если сделать упор на получение студентами практических навыков, то они не успеют получить знания, необходимые для более широкого понимания предмета. Если же увлечься преподаванием теории, то у студентов будет чувствоваться нехватка практического опыта. Тем не менее стоит отметить, что практикующие юристы стали чаще сотрудничать с вузами и читать курсы, в ходе которых присматривают себе потенциальных сотрудников.

Программа Liberal Arts

Определенным компромиссом можно назвать программу обучения, известную под названием Liberal Arts and Sciences (англ. «свободные искусства и науки»). Эта программа появилась в США и построена на принципах свободного выбора и междисциплинарного подхода. Во время обучения студент может самостоятельно наполнять свой образовательный план предметами из широкого списка гуманитарных дисциплин и не спешить с выбором специализации. В России такие программы реализуются на базе СПбГУ и РАНХиГС, похожая система имеется в ТюмГУ.

РАНХиГС, например, предлагает программу под названием «Юриспруденция — Legal Liberal Arts», в рамках которой студенты могут выбрать одно из трех направлений: корпоративное право, глобальную юриспруденцию или академическую юриспруденцию. При этом все студенты в полном объеме изучают основные профильные дисциплины. В ходе обучения они выбирают направления-Major, которые будут дополнять их основную программу. Среди прочих нововведений можно выделить работу с наставниками, интерактивность и упор на вовлечение в дискуссию.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности