• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2020-10-20 15:15:57

Инфляция дипломов: почему высшее образование для всех – плохая идея

Сколько лет мы тратим на образование? Детский сад, подготовительные занятия для дошкольников, 11 лет школы и 4-6 лет университетского обучения. Получатели высшего образования в нашей стране тратят на учёбу не меньше 18 лет. Если вы идёте в науку или готовитесь стать врачом, то образование займёт 20 лет минимум. Помогает ли диплом получить высокооплачиваемую работу? Сохранило ли университетское образование былой престиж, или это пустая трата времени и ресурсов?

Почему работодатели предпочитают специалистов с дипломами

Работодатели стремятся нанимать на рядовые должности сотрудников с высшим образованием: офисная работа достаётся обладателям диплома, как и должность выше мастера в сфере производства. Зарплата выпускника вуза на старте выше, чем зарплата выпускника училища или колледжа, получившего рабочую специальность.

Выпускники высших учебных заведений за годы работы с информацией, документами накапливают навыки, позволяющие им успешно выполнять сложные рабочие задачи. Но теории, исследования, инструменты, включённые в школьные и вузовские программы, далеки от задач рынка труда.

В программу часто входят классическая литература и поэзия, математика, а в чистом виде они не востребованы выпускниками. Будущий стоматолог или химик изучает историю, тригонометрию, искусство, музыку и астрономию для расширения кругозора. Несоответствие между содержанием обучения и запросами работодателей объясняется подготовкой преподавателей, которые, работая в вузах, слабо связаны с реальным миром. Но работодатель нанимает студента не за знания, а за навыки работы, полученные в вузе: систематическое мышление, навыки анализа, обобщения.

Мы принимаем за аксиому, что учащиеся вузов получают и сохраняют знания во время учёбы. Но педагоги отмечают, что студенты осенью помнят меньше, чем знали весной! А знания, не нашедшие применения после сдачи экзаменов, вообще утрачиваются. Физики, химики, инженеры, архитекторы помнят науки, базовые для их профессии. В 2003 году американский Минобр провел опрос 18 000 выпускников университетов, изучая их знания. 30% получили оценку «выше среднего», а 20% – «удовлетворительно» или «ниже среднего». В 1980-е годы Д. Перкинс изучил влияние образования на повседневное мышление. Прикладную экономическую задачу бакалавры решили на том же уровне, что и первокурсники. Другое исследование было посвящено изучению навыков методологического мышления выпускников Аризонского университета – они не смогли применить статистические и методологические теории при обсуждении повседневных событий. Ученики не применяют научные методы для анализа окружающего мира.

Студенты Мичиганского университета приняли участие в тестировании, показавшем, что изучающие конкретную область к концу 4 курса осваивают только методики, применяемые в их науке, а не общеметодологическую базу.

Распространенная проблема учащихся – неспособность применять знания на практике.

Почему мы ценим высшее образование

Несмотря на недостатки высшего образования, мы продолжаем уважительно относиться к людям с дипломом. Это отражение социального статуса, широта возможностей, тренировка ума, отражение стабильности и целеустремлённости характера. Мы хотим жить в мире образованных, развитых людей, но большая часть студентов стремится не к образованию, а к выгодам, а большинство преподавателей просто каждый день ходят на работу и получают зарплату, не стремясь вдохновлять учеников на свершения.

Сегодняшние студенты стремятся совмещать учёбу с работой, уделяют много внимания своим увлечениям, общению с друзьями. Такой подход полезен лично для каждого из них и их будущего, но снижает уровень подготовки специалистов. Стоит ли отказаться от высшего образования? Нет: каждый человек хочет для себя лучшего, а отказаться от диплома – это поставить себя на более низкую зарплатную ступень. Но всеобщее высшее образование не сделает страну богаче или мир справедливее.

Инфляция дипломов

Чем более доступным становится высшее образование, тем больше программ, курсов, тренингов вы должны пройти, чтобы получить желанную должность. Рабочие места не меняются, но от соискателей требуется всё большая образованность. Причина здесь не в усложнении работы, а в обесценивании образования.

Вместе с кажущейся доступностью поступления в университет (если не говорить о топовых вузах) растёт количество отчисленных после первого курса. Адаптация к вузу у тех, кто плохо учился в школе, проходит неровно, и часто учащиеся не могут закончить бакалавриат за 4 года.

Альтернатива высшему образованию

Получение высшего образования – не единственный способ освоить профессию: колледж, училище, ученичество у конкретного мастера, краткосрочные курсы. Профессиональное образование даёт студентам конкретные навыки, опирается на практикоориентированный подход и опыт работы. Среди поступающих на профессиональное обучение меньше отчисленных и безработных, для государства также выгодно увеличение процента людей с профессиональным образованием.

Никто не знает, какое образование будет цениться в будущем, чего потребует экономика: сократятся ли рабочие места для простых рабочих или перестанут быть востребованы математики, физики, писатели и историки. Сегодня экономика требует от людей всё более высокого уровня образования, но это не гарантирует успеха.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности