За период карантина многие вынуждены были перейти на новый учебный формат в режиме онлайн. И если для студентов взаимодействие через сеть было привычным делом, для учителей со стажем больше 20 лет или преподавателей вузов такая ситуация стала серьезной проверкой на профессионализм и умение адаптироваться.
Технологии не стоят на месте, поэтому постепенно их начинают применять даже представители старой закалки: студентов консультируют через созвоны по мессенджерам или скайпу, лекции передаются по почте или платформам с онлайн-доступом.
До пандемии онлайн-формат образования считался только дополнением к основному. Теперь ситуация изменилась.
Педагоги признают, что тяжело перестроиться, когда долго преподаешь по одной схеме. Хотя преподаватели предлагают учащимся использовать для учёбы различные сервисы и площадки, сами они не торопятся переходить на них. Однако пандемия решила иначе, так что небольшой прогресс в образовании можно считать положительной стороной сложившейся ситуации.
Плюсы и минусы дистанционного образования – взгляд преподавателей
- Необычное преимущество дистанционного обучения – открытость учащихся. У них появилось желание задавать вопросы, поглощать новую информацию и знания.
- Студенты стали больше стараться в учёбе. Большинство признает, что рациональней потратить время в пути до вуза на обучение.
- Молодым людям импонирует возможность обучаться в собственном темпе. Разные люди воспринимают информацию с разной скоростью, а онлайн-формат помогает регулировать это момент. Кому-то новый материал хорошо заходит сразу, кому-то нужно время и дополнительный просмотр изученного, чтобы информация усвоилась.
- Легко решается популярная студенческая проблема – «не могу найти». В ответ на подобные отмазки преподаватель просто скидывает ссылку на нужный материал или источник, где данные точно есть.
Это не все достоинства дистанционки – достаточно и других положительных моментов. Теперь поговорим о том, какие минусы видят преподаватели в онлайн-обучении:
- Главный недостаток нововведения напрямую связан с человеческим фактором: и самим преподавателям, и студентам не хватает привычного живого общения. Всё-таки мы существа социальные.
- Мотивация продолжает играть важную роль при дистанционном обучении, однако теперь ответственность за нее переходит с преподавателя на плечи студента. Находясь дома, мы невольно попадаем под влияние отвлекающих факторов. Противостоять им поможет только тайм-менеджмент. Вот тут и стало понятно, что такой навык доступен не всем.
- Выстраивание социальных отношений требует нового подхода. Если раньше общение молодых людей зависело от разных социальных институтов – детский сад, школа, вуз – то теперь взаимодействие выходит за привычные «рамки». Границы коммуникаций расширяются, а этикет общения меняется на правила онлайна.
- С точки зрения преподавания бывает сложно вывести предмет из офлайна в онлайн без потери качества подачи материала. Технические науки больше адаптированы к другому формату, чем гуманитарные или естественнонаучные.
Какие ресурсы и платформы самые удобные для удалёнки
Время, проведенное в изоляции, показало нам – самыми популярными площадками для занятий у школьников и студентов стали несколько приложений и платформ:
- Skype
- Zoom
- Learning Management System (LMS)
- Мессенджеры (вотсап, вайбер, телеграм)
- Гугл-документы.
Каждое из приложений преследует разные цели, однако в совокупности они почти создают эффект личного присутствия:
- Видеосозвоны
- Онлайн-конференции на большое количество человек
- Синхронная работа с документами
- Презентации в режиме онлайн.
Фактически мир скорее оказался готов к экстренному переходу, чем нет. Сейчас площадок, программ, платформ для обучения через сеть много, поэтому каждый выбирает вариант под себя.
Есть свой нюанс: иногда школьникам или студентам приходится идти на компромисс в этом вопросе, выбирая для обучения программы, одобренные большинством либо указанные преподавателем.
Как поменяется образовательный формат после пандемии?
Изменения определенно будут: процент онлайн-обучения при привычном обучении станет больше, чем раньше. В каком процентном соотношении это произойдет, покажет время.
Произошедшее хорошо встряхнуло систему среднего или высшего образования – как в России, так и по всему миру. Единственный нюанс – причина всех этих перемен. Или это естественная часть эволюции: создавать условия, при которых действовать по-старому просто нельзя – нужно адаптироваться и принимать новые условия игры.
Совершенно точно можно говорить о нескольких последствиях пандемии для образования:
- Необходимость на равных сочетать оба образовательных формата
- Повышение конкуренции среди онлайн-площадок – одни выйдут в топ использования, а другие канут в лету
- Тесты и задания на листочках заменятся компьютерными аналогами
- Изменится роль учителя и преподавателя вуза в новой системе – не понизится, а наоборот, обретёт новую значимость и масштаб
- Есть вероятность, что повышение самодисциплины учащихся ощутимо снизит потребность обращения к репетиторам.
Почему не стоит полностью переходить на онлайн-обучение?
По одной простой причине – оно не закрывает минусы, которые мы назвали ранее. Усилить учебный процесс может только комбинация старого и нового формата, но один без другого будет иметь изъяны, тормозящие прогресс.
А что выберете вы?