• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2023-12-21 14:29:39

Может ли искусственный интеллект погубить среднее и высшее образование?

Может ли искусственный интеллект погубить среднее и высшее образование?

Распространение языковых моделей, подобных GPT-3, и их способность эффективно справляться с различными задачами, включая выполнение домашних заданий, вызывает вопросы о степени влияния этих технологий на образование и науку.

  • С одной стороны, использование таких инструментов может способствовать более глубокому пониманию материала, поскольку языковые модели способны предоставлять информацию, объяснения и решения в доступной и понятной форме. Это может быть полезным в учете в качестве ресурса для изучения и понимания сложных концепций.
  • С другой стороны, существует риск, что студенты могут использовать такие инструменты для списывания или подготовки домашних заданий без реального понимания материала. Это может в принципе подорвать цель образовательного процесса, который направлен на развитие критического мышления, самостоятельного анализа и творческого подхода к решению проблем.

В области научных исследований языковые модели могут служить инструментом для генерации идей, проведения предварительных исследований и даже написания черновиков статей. Однако качество и достоверность сгенерированных данных всегда должны быть тщательно проверены человеком, поскольку модели могут генерировать тексты, основанные на непроверенной или устаревшей информации.

Важно сбалансировать использование таких технологий с сохранением акцента на развитии навыков самостоятельного анализа, критического мышления. Преподавателям, возможно, потребуется адаптировать подходы к обучению и оценке, чтобы учесть новые технологии, а студентам — научиться использовать их как дополнительный, а не единственный/основной ресурс для обучения.

Ничего нового

Появление технологий типа ChatGPT не привносит принципиально новых вызовов в образование, а, скорее, расширяет спектр уже существующих. Языковые модели вроде GPT-3 представляют собой еще один инструмент, который может использоваться студентами для уклонения от самостоятельной работы. Это продолжение тенденции, когда студенты ищут пути минимального сопротивления в учебном процессе, начиная от покупки готовых рефератов до использования готовых ответов из интернета.

Проблема в самой структуре образовательной системы, которая может не способствовать развитию мотивации и интереса к предмету у студентов. Массовость обучения и недостаток индивидуального подхода приводят к тому, что обучение становится формальным и рутинным, а это стимулирует студентов искать пути ухода от активного участия в образовательном процессе.

Преподавателям приходится адаптироваться к новым реалиям: важно найти способы использовать такие технологии для повышения интереса и участия студентов в учебном процессе, а не просто как средства для быстрого выполнения заданий. Например, разрабатывать более интерактивные и творческие задания, где простое копирование ответов не будет эффективным, продолжать акцентировать внимание на развитии критического мышления и аналитических навыков, которые не могут быть заменены автоматизированными инструментами.

Как приручить GPT-3?

Запрет на использование ChatGPT и других ИИ-алгоритмов в учебных заведениях кажется простым и логичным решением в борьбе с академической нечестностью. Однако это влечет за собой ряд сложных вопросов и проблем:

  • Юридические и этические вопросы

Определение использования ИИ для написания текстов как формы плагиата или академической нечестности требует пересмотра и адаптации существующих юридических и этических норм. В настоящее время нет четких правил, регламентирующих использование ИИ в академических целях, они только-только наклевываются.

  • Технические ограничения

Как неоднократно отмечалось, существующие инструменты для обнаружения плагиата, такие как «Антиплагиат», не всегда способны отличить текст, написанный с помощью ИИ, от созданного человеком. Это создает трудности в выявлении и доказательстве нечестного использования ИИ в академических работах.

  • Проблема ограничения технологий

Полное запрет использования ИИ и других технологий в образовательном процессе может иметь непредвиденные последствия, ограничивая доступ студентов и преподавателей к полезным и образовательным инструментам, может привести к ухудшению качества образования и научных исследований.

  • Практическая реализация запрета

Вопрос реализации запрета на использование ИИ в учебном процессе также представляет собой вызов. Мониторинг и контроль за соблюдением такого запрета могут быть затруднительными и потребовать значительных ресурсов.

Другой путь — распознавание обмана, когда студент использует ИИ. Вот несколько аспектов, на которые стоит обратить внимание:

  • Технологии выявления

Существуют инструменты, способные определять тексты, сгенерированные ИИ — например, детекторы GPT-2. Однако их эффективность может быть ограничена, особенно если текст модифицирован человеком.

  • Проверка фактов и цитат

Модели ИИ могут генерировать убедительные, но вымышленные цитаты и факты, поэтому критическое мышление и фактчекинг становятся важными навыками.

  • Адаптация преподавания

Вместо того, чтобы воспринимать ИИ как угрозу, преподаватели могут использовать его в образовательных целях: например, для создания учебных материалов, заданий, которые трудно придумать самому, или обучать студентов навыкам, которые помогут им критически оценивать информацию.

  • Изменение подхода к оценке знаний

Возможно, в будущем будет уделено больше внимания оценке навыков критического мышления, способности студентов анализировать информацию и применять знания на практике, а не только их способности запоминать и воспроизводить информацию. И в этом ИИ как раз способен отлично помочь.

Стоит ли бояться будущего?

Несмотря на впечатляющие возможности технологий вроде ChatGPT, опасения о том, что они могут нанести тотальный вред образовательному процессу, кажутся сегодня несколько преувеличенными. На самом деле подобные инновации лишь высвечивают уже существующие проблемы в системе образования.

Когда от учащихся требуется не столько самостоятельное выражение своих идей, сколько выполнение рутинных типовых задач, логично захотеть использовать для этого робота, а не тратить свое время. В ситуации, где важнее соблюдение формы, а не креативность, талант и фантазия, студенты становятся посредниками между образовательной системой и GPT-3 — без вреда для системы.

Эта проблема не ограничивается только школьным или университетским образованием.

  • Примером тому служит случай из 2008 года, когда коллектив «Троицкого варианта» опубликовал в одном из российских научных журналов статью «Корчеватель», представленную как серьезное исследование. Несмотря на абсурдность текста и вымышленную личность автора, работающего в несуществующем институте, статья прошла рецензирование, рецензенты высоко оценили её, несмотря на очевидные признаки фальсификации.
  • Другой пример, с докторской диссертацией Владимира Мединского, в которой были обнаружены страницы, скопированные из работы другого автора, подчеркивает более глубокие проблемы в системе академической науки и образования. Этот случай демонстрирует, что проблема академического плагиата и низкого качества научных исследований не связана только с использованием новейших технологий, таких как языковые модели — скорее это указывает на необходимость реформ в академической среде, включая ужесточение требований к оригинальности исследований и повышение стандартов оценки научных работ.

Подобные проблемы не могут быть решены одним лишь ограничением или запретом новых технологий — нужен комплексный подход, включающий как улучшение процедур рецензирования и проверки научных работ, так и привлечение внимания к важности критического мышления, оригинальности и этичности в академическом сообществе. Новые технологии могут использоваться как инструменты для обучения и развития, но их применение в любом случае должно основываться на принципах честности и стремлении к достижению научной истины.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности