Компания McKinsey опубликовала отчет, в котором рассказывает, как улучшить образовательную систему во всем мире и что для этого нужно сделать.
Основные проблемы
При написании отчета McKinsey опирались на международные исследования, проведенными крупными статистическими фирмами и ЮНЕСКО, ОЭСР. В них изучали, как системы образования по всему мира реагировали на последствия выхода с пандемии. Вот главные тезисы отчета:
- 90% учеников ходили на учебу. Почти все дети посещали младшую школу;
- 7 из 10 школьников из стран с низким и средним уровнем дохода при выпуске из младшей школы не могут прочитать правильно предложение;
- В среднем на 10 баллов ухудшились оценки учеников средней школы, в целом уровень знаний стал намного ниже;
- К 2040 году мир потеряет 1,6 триллионов долларов — все из-за того, что во время пандемии образовательные учреждения стали технологичнее, но знания учащихся — ниже. Соответственно, в будущем будет меньше квалифицированных работников;
- Образование не гарантированно помогает подняться по социальному лифту: во многих странах люди с высшим образованием получают такую же зарплату, как и те, кто не учился в колледже или университете, особенно если не продолжают самообразование.
Почему так произошло?
Для тщательного изучения проблемы ухудшения качества обучения был проведен опрос 400 респондентов, собрали более 200 интервью у администрации учебных заведений, представителей министерств образования и некоммерческих организаций.
Во всех странах каждый год вводятся реформы, которые корректируют работу школ, но проблема заключается в том, что при разработке и осуществлении проекта никто не знает, каким будет результат. Хотя многие их них дают свои плоды, динамика улучшения разная:
- Начиная с нулевых годов все страны мира вводили по несколько корректировок в работе школ, назначали переподготовку учеников — но с годами одним образовательным учреждениям это помогло улучшиться, а у других прогресса не было;
- Страны, где уровень системы средний, реформы вообще ничего не меняли;
- Школы со слабой системой улучшились после того, как в них внедрили проекты по улучшению.
Почему проект по улучшению не работают?
Эксперты назвали несколько причин, почему реформы не приносят результаты, а уровень образования не повышается.
- Конфликт интересов и целей. 61% респондентов назвал именно эту проблему. Кому-то не хватает денег на реализацию, иногда администрация образовательных учреждений и министерство смотрят на одну и туже проблему по-разному, а большое количество проектов, с которыми нужно работать, делают процесс их внедрения сумбурным.
- Отсутствие ресурсов. Так считает 46% опрошенных. Нет людей, которые готовы заниматься нововведениями, нет денег, чтобы закупить нужные материалы, оборудование или выделить зарплату специалисту.
- Нет четких целей и грамотного менеджмента. Многие проекты написаны без конкретики: получая указания ввести новые правила в школе, администрация не понимает, что нужно делать, что власти хотят получить от реформы. Не получив должного эффекта, нововведения просто аннулируют.
- Проблема с внедрением. Школы все разные, каждый проект нужно адаптировать под конкретное учебное заведение, но непонятно, как это делать и кто этим будет заниматься.
- Отсутствие прогресса. 29% человек сказали, что реформы могут не учитывать изменения в мире — например, в экономике или на трудовом рынке.
- Отсутствие статистики. Никто не собирает информацию в школах, насколько успешны работают внедренные проекты, поэтому нет корректировок в реформах, которые могли бы улучшить их.
Рекомендация по внедрению проектов в школы
Эксперты McKinsey рекомендуют образовательным учреждениям брать пример со школ, которые претерпели успешные изменения, где ученики показывают высокие результаты в учебе. Внимание стоит обратить на Сингапур, Лондон, Норвегию, Перу, ЮАР и Малави.
Для разработки и внедрения проектов рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Ориентируйтесь на научно доказанные методики,
- Работайте совместно со всеми участниками, кого коснутся изменения в школе: от администрации до родителей,
- Подготавливайте команды и ресурсы для подготовки проекта,
- Проводите социологические и психологические исследования, чтобы объективно оценить успех внедрения реформы.
Специалисты делают акцент: очень важно, чтобы уровень знаний педагогов рос вместе с новыми реформами, потому что именно от них будут внедряться школьникам новые правила.
Упор на базовые знания
Технологии шагнули далеко вперед, многие страны внедряют в образовательные системы электронные ресурсы, но не стоит этим сильно увлекаться, считают авторы McKinsey. Школам нужно давать базовые знания ученикам, делать упор на всестороннем развитии детей, повсеместно развивать дошкольное образование и дополнительные факультативы.
Важно обучать учителей, чтобы их профессиональный уровень рос, чтобы они могли быстро вникнуть в предстоящие изменения. Развитие репетиторства поможет детям не только улучшать знания, но и углублять их в тех предметах, которые им интересны.