2020-09-23 12:23:37

Объективные причины почему в 21 веке мы все чаще выбираем зарубежное образование, а не наше российское

Сняв розовые очки, поговорим о школе – той самой, которой мы должны вроде бы гордиться, но почему-то всё меньше получается.

Большое наследство и малые перспективы российской школы

Российская система образования унаследовала много хорошего от советской модели, и за многое её уважают как в России, так за границей. Например, за идею одинаково хорошего образования для детей из семей с любым достатком. Отсюда стремление сделать идеальную учебную программу, по которой дети читают сложные художественные произведения, решают трудные математические задачи, сильны в истории и обществознании. Но с каждым годом всё яснее – эти идеи всё больше становятся не достижимыми в условиях рыночной экономики, быстрых темпов развития общества и грядущей компьютеризации.

В итоге получаем только утопию – несбыточную и неосуществимую мечту идеального образования. В реальности сталкиваемся с абсолютно противоположной ситуацией – школы у нас бесплатные, но сколько денег мы отдаём репетиторам, без которых хорошо окончить школу практически невозможно? Получается, цель «одинаково хорошего образования для всех» давно не достигается – качественное образование могут позволить всё равно только люди с достатком.

Советская школа придерживалась не только принципа равенства, но и:

  • Высокого уровня образования, гарантированного учителями с высокой квалификацией
  • Жёсткой дисциплины и контроля над учебным процессом
  • Сочетания образования и науки.

Интересно, что всё это если и можно найти в современном мире, то только в частных школах за границей. Почему? Потому что там создают особые условия, приближенные к идеальным – частные школы могут позволить себе нанимать талантливых педагогов, формировать небольшие классы до 10 человек, не скупиться на оснащение. Сложные и престижные программы, высокая стоимость обучения, желание отобрать только самых талантливых детей делает частные школы лакомым кусочком для состоятельных людей. Увы, в России частный сектор крайне скуден, очень небольшое число частных школ России соответствует международному уровню, а зря:

  • В школах-пансионах строгие правила, которые действуют для всех без исключения – ношение формы, полностью расписанный план на день, соблюдение «комендантского» часа и обязательное присутствие на завтраке
  • Есть правила общего характера – не разговаривать на уроках, не портить имущество школы, не причинять вред ученикам и не брать чужое
  • За проступки и не соблюдение правил могут оставить в интернате на выходных или отправить на социальную изоляцию – в комнату с другими провинившимися, где всем запрещено общаться. Серьёзные нарушения – воровство, драки (иногда и пирсинг) – влекут за собой исключение. 

Ценности школы: почему дети не хотят учиться?

В российской школе только сейчас приходят к идеям обучения, ориентированного на личность ребёнка, акцентам не только на учебной программе, но и на развитии эмоционального интеллекта, творческого подхода, социальных навыков. Но как бы ни были хороши идеи, без благоприятной, здоровой среды они вряд ли приживутся, ровно как и без достаточной культурной почвы. Как часто родители перекладывают ответственность за воспитание и развитие ребёнка на учителей и не участвуют в образовательном процессе! А ведь здоровую среду в школе создаёт тандем «Учитель + Родители + Ребёнок».

Почему дети не хотят учиться – ещё один острый вопрос, который беспокоит учителей и родителей. Отсутствие самостоятельности, осознанности у детей – бич современной школы. Дети редко положительно отзываются о школе, еще реже они там счастливы. В это сложно поверить, но бывает иначе. В странах с хорошей моделью образования детям нравится ходить в школу, они вовлечены в процесс и понимают, что учёба нужна в первую очередь им самим. Во многом потому, что ученикам дают право выбирать предметы по интересам – они не обязаны одинаково хорошо знать точные и гуманитарные науки. Конечно, математика и языки входят в список обязательных предметов, но учить их можно на разных уровнях сложности. Не сдал экзамен – попал в группу попроще, получил пятёрку – будешь учиться в группе с продвинутым уровнем сложности. Многие посчитают это несправедливым подходом: мол, лишили детей шанса на более успешную жизнь. Но, может быть, это просто честность по отношению к себе и другим? Та честность, которой нам так не хватает? И свобода от стереотипов: ведь почему-то у нас принято считать успешными только людей с высшим образованием — все хотят стать белыми воротничками. Вспоминаются слова из песни: «Тебе повезло – ты не такой как все, ты работаешь в офисе».

Желание учиться сильно зависит от среды, в которой мы учимся, какие отношения завязываются у сверстников, у учеников и учителей. Учитель – профессия очень сложная, она требует уникального набора качеств, и часто настоящим учителем нужно просто родиться. Но скорее бы уже фразы «А голову ты не забыл?», «Звонок для учителя» стали только мемами, а педагоги стали бы с большим уважением относиться к своим подопечным. Ведь что посеешь, то и пожнёшь.

Хождение по кругу

Нельзя забывать о других «болях» российской школы – низких зарплатах и коррупции. Весь ужас коррупции в том, что она проникает во все сферы жизни, и в результате мы все ходим по замкнутому кругу. В науке существует термин «причинные петли»: это временные парадоксы, в которых повторяющаяся последовательность событий является взаимной причиной друг друга. Так и с системой нашего образования.

Вот смотрите. Преподаватели вузов и учителя в школах сами часто низко мотивированны делать работу качественно, подстраиваться под новые реалии и совершенствовать методику. От этого страдает учебный процесс. Как следствие, студенты педагогических вузов, как и любых других, дают взятки, пока учатся, недополучают нужных знаний, не оттачивают навыки — и приходят работать в школы и вузы, где утопают в бумажной волоките. Некоторые из них повторяют судьбу своих педагогов – у них также нет мотивации развивать свои методы, зарплаты маленькие, жизнь тяжёлая, ну и… вы понимаете. История повторяется.

Как раньше — нельзя и не получится

Получается, как раньше, нельзя по следующим причинам: программы постоянно устаревают, идеи советской школы не достижимы в условиях современного капитализма. Под натиском технологической революции молодые поколения нуждаются в современных подходах в обучении.

Как сегодня – тоже не очень хочется. А что же завтра? На помощь пришли реформы образования, призванные решить проблемы российского образования. В результате мы получили многолетние реформы, желание адаптировать удачные примеры современных образовательных моделей из других стран. Люди разделились на два лагеря – одни считают российские реформы полной катастрофой, но и в другом лагере очень сдержанны в оценках. Началось перестроечное время, это понятно, но проблема в том, что не всегда видны плоды длительных реформ. Как говорится, новшества сложно приживаются. Добавляет трудности к переменам мировой кризис образования, который ставит под вопросы классическое образование в целом.

Подведём итоги

Наша система образования всегда была поводом для гордости, и такой во многом и остаётся даже сейчас, когда проблемы валятся гигантскими снежными комами. Но не эффективность реформ и устаревшие подходы толкают людей всё чаще кидать взоры за границу в поисках достойного образования своим детям (конечно, если есть возможность). Там можно найти то, чего у нас пока нет или очень мало – престиж образования, учёбу в международной среде, доступ к сильным и актуальным программам. Чаще всего детей на учёбу отправляют в Канаду, Голландию и другие страны Европы, в которых можно найти относительно бюджетные варианты и обеспечить ребёнку уверенное будущее.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности