2020-09-29 15:38:56

Опыт дистанта в России

Весна 2020-го запомнится школьникам переходом на дистанционное обучение. Этот опыт показал, что ни учителя, ни ученики не были готовы к переходу в онлайн. С началом осени разговоры о второй волне коронавируса заходят все чаще, а школьники и учителя со страхом ждут объявления нового дистанта, тем более что несколько школ в России уже перешли на удалённое обучение.

Слабые стороны школьной «удалёнки»

Яндекс изучил опыт дистанта в российских школах на основе опроса 5 тысяч учеников и преподавателей. Что оказалось самым сложным для участников процесса?

  • Цифровые «отношения» – это не то, к чему можно перейти в одночасье. Учителя и школьники привыкли к непосредственному контакту, а переключение на другой формат требует времени.
  • Сложнее всего оказалось введение новой информации – донести новый материал через экран сложно.
  • Преподаватели не умеют пользоваться современными цифровыми платформами, действуют через рассылку, ватсап, проверяют домашние задания по скан-копиям – всё это увеличивает нагрузку.
  • Нагрузка на семью – родителям приходится контролировать процесс обучения, технические вопросы, понимание, выполнение и отправку домашнего задания вовремя.
  • Старшеклассникам и студентам вузов гораздо легче – они легко используют технические средства, умеют самостоятельно искать информацию.
  • Дистант в начальной школе и средних классах привёл к перегрузке детей: долго сидеть у экрана им нельзя, поэтому они получали большие домашние задания, за которыми проводили весь день. На дистанте домашние задания нужно уменьшать.
  • Преподаватели не умеют мотивировать детей, которые находятся по другую сторону экрана: родители не должны стоять за спиной у детей, а стимулировать их должен не окрик учителя. Для полноценных дистанционных занятий нужны новые формы взаимодействия, особенно с младшими школьниками, не способными долго концентрироваться.

При всей сложности дистанта ученики и учителя получили «прививку» цифрового обучения, а ведь в дальнейшем использование этого канала обучения будет расти. Развивать на дистанте нужно индивидуальный подход, возможность работы со старшеклассниками 3-4 раза в неделю, а не ежедневно. Для учеников младших классов значим ежедневный контакт с педагогом даже через экран. Сложности преподавателей связаны не столько с дистанционным обучением: если учитель пользуется уважением у учеников, это останется так при общении через любой канал коммуникации.

Научный взгляд на проблемы дистанта

Исследователи Лаборатории изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ в марте 2020 г. провели опрос, в котором участвовали около 8200 преподавателей, завучей, директоров из 190 школ, расположенных в 20 регионах страны. Опрос помог выявить слабые зоны дистанта и тех, кому необходима помощь при организации удалённой работы. В наиболее уязвимых позициях оказались учителя-словесники, математики, преподаватели физкультуры и изобразительного искусства, школьные психологи, методисты. Объясняется это тем, что раньше им не приходилось использовать цифровые технологии в работе. Быстрее всего с новой ситуацией справились преподаватели физики, иностранных языков, информационных технологий. На преподавателей ИТ легла нагрузка по устранению технологических пробелов у коллег. При следующем массовом переходе школ на дистант для организации цифровых уроков лучше привлекать отдельных специалистов.

Переход на удалёнку вызвал всплеск общения в мессенджерах: ученикам и студентам потребовалось решать организационные вопросы, обсуждать учебные моменты, просто общаться друг с другом ввиду отсутствия контакта в школе или вузе. Количество ежедневных сообщений между учащимися во время самоизоляции выросло минимум вдвое. Но студенты проявили большую гибкость и в целом легко перенесли переход на дистанционку. По мнению молодых людей, проблемы с удаленным обучением связаны с традиционными представлениями об организации учебного процесса – класс, доска, парты.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности