Весна 2020-го запомнится школьникам переходом на дистанционное обучение. Этот опыт показал, что ни учителя, ни ученики не были готовы к переходу в онлайн. С началом осени разговоры о второй волне коронавируса заходят все чаще, а школьники и учителя со страхом ждут объявления нового дистанта, тем более что несколько школ в России уже перешли на удалённое обучение.
Слабые стороны школьной «удалёнки»
Яндекс изучил опыт дистанта в российских школах на основе опроса 5 тысяч учеников и преподавателей. Что оказалось самым сложным для участников процесса?
- Цифровые «отношения» – это не то, к чему можно перейти в одночасье. Учителя и школьники привыкли к непосредственному контакту, а переключение на другой формат требует времени.
- Сложнее всего оказалось введение новой информации – донести новый материал через экран сложно.
- Преподаватели не умеют пользоваться современными цифровыми платформами, действуют через рассылку, ватсап, проверяют домашние задания по скан-копиям – всё это увеличивает нагрузку.
- Нагрузка на семью – родителям приходится контролировать процесс обучения, технические вопросы, понимание, выполнение и отправку домашнего задания вовремя.
- Старшеклассникам и студентам вузов гораздо легче – они легко используют технические средства, умеют самостоятельно искать информацию.
- Дистант в начальной школе и средних классах привёл к перегрузке детей: долго сидеть у экрана им нельзя, поэтому они получали большие домашние задания, за которыми проводили весь день. На дистанте домашние задания нужно уменьшать.
- Преподаватели не умеют мотивировать детей, которые находятся по другую сторону экрана: родители не должны стоять за спиной у детей, а стимулировать их должен не окрик учителя. Для полноценных дистанционных занятий нужны новые формы взаимодействия, особенно с младшими школьниками, не способными долго концентрироваться.
При всей сложности дистанта ученики и учителя получили «прививку» цифрового обучения, а ведь в дальнейшем использование этого канала обучения будет расти. Развивать на дистанте нужно индивидуальный подход, возможность работы со старшеклассниками 3-4 раза в неделю, а не ежедневно. Для учеников младших классов значим ежедневный контакт с педагогом даже через экран. Сложности преподавателей связаны не столько с дистанционным обучением: если учитель пользуется уважением у учеников, это останется так при общении через любой канал коммуникации.
Научный взгляд на проблемы дистанта
Исследователи Лаборатории изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ в марте 2020 г. провели опрос, в котором участвовали около 8200 преподавателей, завучей, директоров из 190 школ, расположенных в 20 регионах страны. Опрос помог выявить слабые зоны дистанта и тех, кому необходима помощь при организации удалённой работы. В наиболее уязвимых позициях оказались учителя-словесники, математики, преподаватели физкультуры и изобразительного искусства, школьные психологи, методисты. Объясняется это тем, что раньше им не приходилось использовать цифровые технологии в работе. Быстрее всего с новой ситуацией справились преподаватели физики, иностранных языков, информационных технологий. На преподавателей ИТ легла нагрузка по устранению технологических пробелов у коллег. При следующем массовом переходе школ на дистант для организации цифровых уроков лучше привлекать отдельных специалистов.
Переход на удалёнку вызвал всплеск общения в мессенджерах: ученикам и студентам потребовалось решать организационные вопросы, обсуждать учебные моменты, просто общаться друг с другом ввиду отсутствия контакта в школе или вузе. Количество ежедневных сообщений между учащимися во время самоизоляции выросло минимум вдвое. Но студенты проявили большую гибкость и в целом легко перенесли переход на дистанционку. По мнению молодых людей, проблемы с удаленным обучением связаны с традиционными представлениями об организации учебного процесса – класс, доска, парты.