• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2024-02-20 13:59:34

В России открываются передовые инженерные школы. Что это такое и чем они ценнее обычного университета?

В России открываются передовые инженерные школы. Что это такое и чем они ценнее обычного университета?
Изображение взято из открытых источников

Стержнем технологического прогресса и инноваций Франции можно считать инженерные школы, écoles d'ingénieurs — элитные учебные заведения, где воспитываются будущие гении инженерного искусства. Эти школы, скрытые за стенами вековых университетов или современных кампусов — колыбель для тех, кто стремится изменить мир с помощью науки и технологий. Путь в эти инженерные цитадели — не для слабых духом: после жесткого конкурсного отбора, основанного на принципах строгости и академического превосходства, студентов ждут годы упорного труда. Здесь, в классах подготовительных курсов, classes préparatoires, молодые умы подвергаются испытаниям, сравнимым с алхимическим процессом: из обычного студента здесь гранится истинный инженер.

Образование écoles d'ingénieurs — это синтез традиций и инноваций. Студенты погружаются в изучение классических инженерных дисциплин, одновременно осваивая передовые технологии и методики. Особенностью французских инженерных школ является не только глубокое теоретическое обучение, но и практическая ориентированность: благодаря тесным связям с промышленностью и исследовательскими институтами студенты получают возможность работать над реальными проектами, что делает их образование актуальным и прикладным.

Выпускники французских инженерных школ пользуются заслуженным уважением во всем мире, их квалификация и готовность к решению сложных задач делают их желанными соискателями для крупных международных компаний и исследовательских центров.  Французские инженерные школы очень открыты для мира: многие из них предлагают программы обмена и двойных дипломов с ведущими университетами других стран. Это подчеркивает их стремление к международному сотрудничеству и обмену знаниями.

Наш ответ Чемберлену

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ) — масштабная инициатива, нацеленная на создание нового поколения специалистов, которые станут основой для развития высокопроизводительных и экспортно-ориентированных секторов российской экономики. Этот проект, рассчитанный на период до 2030 года, объединяет усилия ведущих вузов и передовых технологических компаний в стране с целью создания инновационных образовательных платформ.

Участников отбирают на конкурсной основе, что гарантирует высокий уровень профессионализма и компетентности вовлеченных вузов и компаний. Избранные университеты в тесном сотрудничестве с технологическими партнерами создают передовые инженерные школы, которые становятся не только центрами обучения и подготовки высококлассных специалистов, но и площадками для совместной разработки инновационных проектов.

Ключевой особенностью каждой ПИШ является фокусировка на определенных научно-технологических направлениях, соответствующих профилю и интересам ключевых партнеров-компаний — это позволяет обеспечить актуальность и практическую значимость образовательного процесса. Финансирование школ осуществляется за счет федеральных грантов, но предусмотрено и софинансирование со стороны партнерских компаний.

Проект ПИШ не ограничивается только академической деятельностью — он включает в себя организацию стажировок и практик для студентов непосредственно на предприятиях, что позволяет получить ценный практический опыт. В преподавательский состав вовлекаются опытные сотрудники компаний, что способствует обмену знаниями и опытом между академическим сообществом и практиками. Предусмотрено и повышение квалификации преподавателей вузов, что способствует обновлению и улучшению образовательных программ.

Интересный аспект заключается в том, что проект открыт не только для студентов вузов, но и для школьников, которые могут принять участие в инженерных проектах и тем самым заранее ознакомиться с миром высоких технологий.

Где созданы ПИШ?

В апреле 2022 года правительство Российской Федерации выпустило постановление, устанавливающее правила конкурсного отбора для участия в амбициозном проекте «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Проект нацелен на создание новаторских образовательных платформ для подготовки высококвалифицированных специалистов, которые в дальнейшем станут движущей силой высокотехнологичных секторов экономики страны.

Для получения гранта на создание ПИШ вузам необходимо представить детально проработанную программу развития, включающую в себя ряд ключевых направлений. Прежде всего в программе должно быть предусмотрено создание специализированных образовательных пространств (опытные производства и лаборатории), что обеспечивает практическую направленность обучения: она должна включать новые курсы высшего и дополнительного профессионального образования, отвечающие современным требованиям и вызовам.

Какие гранты и на каких условиях получают вузы?

После первого этапа конкурсного отбора в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» (ПИШ) объявили, что вузам предстоит постоянно подтверждать право носить статус передовой инженерной школы. Проект, ориентированный на динамичную ротацию участников, предполагает, что университеты должны будут регулярно подтверждать свои достижения и развитие.

На данный момент из списка участников ПИШ никого пока не выписали, однако распределение грантов на каждый новый год проекта осуществляется с учетом результатов работы вузов в предыдущем периоде. В критерии оценки деятельности университетов входят:

  • разработка и внедрение программ подготовки,
  • число обучающихся студентов и инженеров, их практики и стажировки,
  • создание образовательных пространств — от опытных площадок до лабораторий,
  • эффективность трудоустройства выпускников внутри страны,
  • соотношение источников финансирования и способность привлекать внебюджетные источники,
  • научная деятельность,
  • профориентация учащихся школ.

В каждой передовой инженерной школе (ПИШ), создаваемой в рамках федерального проекта, закладывается фундамент для решения актуальных для современного технологического мира конкретных научных и технических задач. Эти задачи тесно связаны с выбранными направлениями развития и удовлетворяют потребности в инженерных кадрах в соответствующих областях. В основу программы развития каждой школы ложатся не только научные задачи, но и создание эффективных образовательных пространств, способных обеспечить качественную подготовку высококвалифицированных инженеров.

Особое внимание уделяется разработке и внедрению программ технологической магистратуры: эти программы представляют собой узкоспециализированные курсы, нацеленные на обучение в конкретных сферах высоких технологий. Отличительной чертой их является практико-ориентированный подход, который предполагает обучение студентов непосредственно на базе реальных промышленных и научных проектов.

Новые инициативы в системе высшего образования России, включая запуск «Передовых инженерных школ» (ПИШ) и последующие реформы, являются частью широкомасштабного проекта по модернизации и адаптации образовательной сферы к современным вызовам и требованиям. Одно из ключевых новшеств — «перерождение» структуры высшего образования, заменяющее традиционные уровни бакалавриата, специалитета и магистратуры на два уровня: базовое и специализированное высшее образование. Это изменение направлено на упрощение и более четкое определение уровней образования, при этом продолжительность обучения на этих уровнях будет варьироваться (зависит от сложности обучающих программ и их целей, что позволит более гибко подходить к подготовке специалистов в различных областях).

Другим значимым шагом является утверждение правительством концепции технологического развития России. В её рамках выделены ключевые направления, по которым планируется запуск мегапроектов — ожидается, что к концу года будут разработаны и представлены детальные планы реализации этих мегапроектов, что подчеркивает стремление страны к инновационному развитию и укреплению технологического потенциала.

Обе эти инициативы предусматривают глубокую реформу инженерного образования, опираясь на опыт и достижения ПИШ. Они направлены на создание более гибкой, адаптивной и практико-ориентированной образовательной системы, способной подготовить высококвалифицированных специалистов, готовых к решению современных технологических и инженерных задач.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности