2021-08-23 16:57:02

Зачем в Китае ломают систему репетиторства — и причём тут Россия?

Несколько лет Китай был популярным направлением для студентов из России, направлявшихся туда со студенческими целями, попутно подрабатывая преподаванием английского и других иностранных языков китайским детишкам. Чаще всего речь шла про нелегальное репетиторство.

Но недавно был принят закон, который поставил крест на этой практике. Попытаемся объяснить, что он означает для россиян.

Большая часть студенчества нелегально подрабатывает

Наиболее распространённым источником дохода студента в Китае является репетиторство. Это нелегально, так как виза студента не позволяет работать. Но это не останавливает ушлых китайцев, и те берут на работу студентов, трудоустраивая их посредством так называемых тренинг-центров. Это частные заведения, где ведётся подготовка к освоению предметов программы общего образования. Чаще всего – английского языка, ведь китайцев, хорошо владеющих разговорным английским, раз-два и обчёлся.

Многого не требуют: вполне достаточно обладать иностранной внешностью и английским без явного русского акцента – любые другие сгодятся на ура, ведь в отношении «инглиша» в стране действует своеобразный карго-культ – считается, что учитель-иностранец намного лучше сограждан. Вообще китайцы неплохо пишут и читают, понимают устную речь, но говорят отвратно. Повсеместно есть трудности с английской R, не говоря уже про дифтонги. Так что в школах чаще всего с самого начала ставят неверное произношение.

А большинство иностранцев, приезжающих в страну на работу, не владеют китайским вовсе или обладают сомнительным набором базовых фраз, не позволяющих растолковать: с вашим английским не всё хорошо.

Да и кому оно надо?

В школах языки не нужны, поскольку у педагога почти всегда имеется ассистент, чья задача переводить задания. Основная роль иностранного учителя – давать английский, ничего больше в его набор задач не входит. Никакого тебе общения, классного руководства, тягомотных выяснений и родительских собраний – и даже в туалет первоклассников выводит ассистент, притом за ручку.

Почему нельзя работать в государственной школе?

Работа в тренинговых центрах проста и доступна, для неё не нужны многочисленные документы и официальное трудоустройство, закрепляющее взаимоотношения между работодателем и работником. И виза формально не нужна – правда, набор преподаваемых дисциплин ограничен иностранными языками, спортом и многочисленными искусствами типа фотодела или живописи.

Центры обеспечивают стабильный и сравнительно высокий заработок при весьма гибкой занятости. Плюс администрация весьма лояльна: как же, ценный иностранный специалист! И отпроситься можно, и подмена будет – благо Россия рядом.

Ставка за час варьируется от двух до пяти тысяч юаней, за день набегает десять-пятнадцать, а за месяц все сто. Если же речь идёт о полноценной работе, зарплата может перевалить и за две сотни. Единственный минус – потребуется официальное трудоустройство, придётся платить налоги. А студенческая виза – без разрешения на трудодни.

Не обман, а обход закона

Если человек намерен получить в Китае полноценную рабочую визу, ему нужно получить в стране степень бакалавра, отработать на родине пару лет и лишь затем вернуться в Китай. Если найдётся работодатель – он начнёт подготовку документов. Минус – жёсткая привязка к наймодателю, никаких переходов на другое место. Педагог должен трудиться там, куда его наняли, не может заниматься репетиторством, читать лекции в другом месте.

Причина банальна: борьба с уклонением от уплаты налогов.

Потому тренинг-центры и нанимают студентов. И все равно, что носителей среди них немного – англичане и американцы все равно в Поднебесную не торопятся. Тому, кто подыскивает работу, нужны сертификаты, позволяющие преподавать английский в качестве иноязыка – но чаще всего можно обойтись и без такового.

И нельзя сказать, что эти центры заточены на нарушение закона – они умело пользуются им в своих целях. Когда проводятся облавы на преподов-нелегалов, первоначально учителю выносят «чёрную метку», а со второй попытки выдворяют на Родину. Школа же платит штраф в двадцатку тысяч юаней (на наши где-то 250 000) и продолжает работать без санкций.

Нелегальный педагог может стать жертвой родительского доноса – в этом случае жалобщик получит бонус в две тысячи. Разумеется, проверкам полагается быть внезапными, но про них знают за недели – коррупция в Китае сопоставима с российской.

Судебные перспективы отсутствуют

Лучшим центрам не свойственно выставлять своих сотрудников на деньги, но законом их статус никак не защищён – ни контракта, ни профсоюзов, ни судебной защиты. Если тебе не выплатят причитающееся – идти некуда. Работавшему нелегалом иностранному гражданину грозит отсылка на Родину с пятилетним запретом на возврат в Китай. А школе грозит всего-навсего штраф – и пристальное внимание контрольных органов.

Есть механизм, позволяющий нанять иностранца за границей с последующим приездом по бизнес-визе, которая позволяет совершать в стране различные сделки, но не даёт получать заработную плату. Человек считает, что все нормально, но на деле он по-прежнему работает в серой зоне и над его головой висит дамоклов меч миграционной службы.

Реформа 21 года

Этим летом власти выкатили требования к образовательным компаниям на сумму свыше 100 миллиардов долларов. Среди них:

  • Обязательство к организациям, ведущим преподавание предметов среднеобразовательной программы, стать некоммерческими
  • Запрет на привлечение ими иностранного капитала
  • Обязательство иностранцам продать акции образовательных компаний
  • Репетиторство запрещается во время каникул или праздничных дней
  • До достижения 6 лет запрещается онлайн-обучение
  • Вводится запрет на найм учителей-иностранцев и работу по заграничным программам.

Китаю свойственен азиатский подход к труду и обучению, специфический подход к дисциплине. По мнению Пекина, пандемия — лучший способ закрыть перспективный рынок для иностранного влияния и ограничить возможность вывода средств.

Китайцы с пониманием относятся к тому, что дети с утра до вечера заняты – учебой, танцами, кружками, рисованием, пением, общественной активностью. Спрос формируют родители, им интересно и выгодно привлекать репетиторов. Качественное образование в стране дорого и престижно. Кроме того, взрослые хотят взять тайм-аут и передохнуть от собственного потомства, сослав чад в кружки.

Не стоит забывать и о коммунистической специфике, равно как и политике государства, при которой решения принимаются исподволь и явной подоплёки на первый взгляд не имеют. Новое регулирование как бы говорит: есть желание – работайте, но мы намерены максимально усложнить вашу жизнь.

Вероятно, эти меры направлены на ограничение возможности вывода из Китая денежных средств: зарплата иностранного специалиста в образовании в три-пять раз выше, чем у китайцев на тех же должностях. Поэтому ограничительные меры встретили поддержку в стране, где все, за редким исключением, доверяют правительству. Правда, сейчас частные учебные заведения закрываются, что косвенно свидетельствует о том, что Акела промахнулся и правительство совершило ошибку.

Что дальше?

  1. Центры подготовки будут закрыты или перепрофилированы в художественные школы – они не регулируются новыми правилами.
  2. Закон нанесёт удар по стартапам в сфере онлайн-обучения, ведь невозможно будет искать кадры в Европе или США при помощи сети, что стало весьма популярной опцией во время пандемии коронавируса. Дистанционно учить будет можно, но лишь при условии, что и учитель, и ученик находятся на китайской земле.
  3. Не менее досадно ограничение на сетевые занятия с детишками до шести лет. Формально запрет вызван заботой о детском зрении, но по факту речь идёт об ограничении иностранной пропаганды – видеозаписей, картинок, рисунков и других вещей, позволяющих манипулировать детской психикой и формировать невыгодные Пекину стереотипы.
Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности