Получение образования в иностранных странах представляет собой замечательный шанс расширить свой кругозор и построить успешную карьеру. Чьи системы образования служат примером для других наций? Давайте посмотрим на примерах, что есть хорошего в этих ваших заграницах.
Германия
В начальных школах Германии нет практики домашних заданий, отсутствует строгий дресс-код, учащиеся имеют свободу выбора в одежде. Система оценок отличается от стандартной: шестерка соответствует двойке в других странах, а единица служит наивысшей оценкой. Образование в Германии является обязательным для всех, а дистанционное обучение не предусматривается.
Решение о поступлении в вуз принимается на этапе перехода в среднюю школу. Возможность поступления в университет предоставляется только выпускникам гимназий, обучение в которых продолжается 13 лет в общей сложности. Школьники из других стран имеют право ходить в муниципальную школу бесплатно. Если ученик не владеет немецким языком, ему предоставляется возможность обучаться в специальном классе, где он изучает язык.
В школах Германии проводится сексуальное просвещение, что может вызывать непонимание в русской культуре. В то же время в России все чаще возникают дискуссии о нехватке такого просвещения в школах, поэтому вопрос остается открытым. В немецких школах также уделяется внимание необычным для русской культуры навыкам, таким как сортировка мусора, вождение на велосипеде и социализация.
Инструкции на обучение в большинстве университетов Германии предусматривают отсутствие платы за обучение. Впрочем, земля Баден-Вюртемберг недавно начала взимать плату с иностранных студентов. Теперь те, кто стремится попасть в университет непосредственно после окончания школы, обязаны проходить обучение в Studienkolleg, предусмотренном для студентов-иностранцев. Внедрение этого взноса обусловлено признанием качества немецкого образования в научных кругах и среди работодателей. Многие высшие учебные заведения предлагают обучающие программы на английском языке, но уже платные.
Нидерланды
10 лет назад UNICEF признало детей из Нидерландов наиболее счастливыми на планете. Образование в этой стране характеризуется как «обучение без стресса». Возникают критические замечания о том, что Нидерланды уделяют больше внимания «среднестатистическим» ученикам, но следует ли считать это недостатком?
Голландские дети начинают посещать школу в 4 года, они могут присоединиться к классу в любое время года. До 10 лет ученики не получают домашних заданий, до 12 лет не сдают экзамены и тесты. В Нидерландах редко используют репетиторы, поскольку люди уверены, что обучение не должно быть насильственным.
В возрасте 12 лет, после прохождения теста, ребенка направляют на один из трех уровней образования: VMBO, HAVO или VWO, соответствующих низкому, среднему и высокому. Впоследствии можно изменить выбор плана обучения. В целом, после окончания VMBO, голландцы получают профессиональное образование, после HAVO могут стать школьными учителями, а после VWO обычно выбирают научную карьеру. Однако в Нидерландах нет пренебрежения к рабочим профессиям: напротив, часто те, кто быстро получает профессиональные навыки, успешно адаптируются в жизни лучше, чем те, кто долго учится.
Дания
В Дании закон о системе образования предписывает не только обеспечение учеников основными знаниями, но и акцентирует внимание на развитии личности каждого ученика. В этой связи педагоги нацелены на то, чтобы продемонстрировать учащимся, что их любознательность и стремление к самосовершенствованию имеют большую значимость, чем результаты стандартизированных тестов.
Датские школы не поддерживают подход, основанный на заучивании и механическом запоминании информации. Вместо этого они стремятся научить детей навыкам поиска информации и активному участию в дискуссиях. В такой системе образования креативность и инициативность оцениваются выше, чем простое запоминание фактов из учебников.
Для подростков, которые еще не определились с выбором своей будущей профессии, в Дании существуют специальные «постшколы»: здесь ученики могут использовать год на размышление и принятие решения относительно своего дальнейшего образования. В «постшколах» особое внимание уделяется развитию творчества, спорту и ручному труду.
Может показаться, что условия обучения в датских школах слишком свободные. Однако стоит отметить, что Дания занимает одно из лидирующих мест в международных рейтингах образования. В этом контексте ментальное состояние ребенка важнее его успеваемости на уроках и оценок за контрольные работы.
Сингапур
Сингапур, известный своей передовой системой образования, часто признается одной из ведущих стран в этой области, несмотря на свой относительно молодой возраст как государства. Согласно международному рейтингу PISA, сингапурские школьники получают одно из лучших образований на планете.
Основной принцип образовательной системы Сингапура заключается в меритократии, которая подчеркивает, что социальное положение индивида должно быть определено на основе его способностей и достижений, а не происхождения. В этом контексте академические успехи приобретают особое значение.
Программы учебы в школах Сингапура и университетах создаются на уровне государства. Государственное управление большинством начальных школ делает образование в этих учебных заведениях относительно доступным. Особое внимание уделяется преподаванию естественных наук и языков. Главная часть обучающего процесса ведется на английском языке, при этом студенты также изучают официальные языки, признанные родными: китайский, малайский или тамильский.
Одной из характерных особенностей сингапурской системы образования является строгий регламент: учебный год разделен на два семестра, начиная с января и заканчиваясь в июне, а затем с июля по декабрь. Эта система иногда критикуется за ее недостаток креативности и жесткости, так как успехи в учебе существенно влияют на возможности для поступления в университет или участие в программе обмена.
Иностранные студенты, желающие поступить в сингапурские университеты, обычно платят за образование. Обучение проводятся на английском языке. В стране есть возможность получить качественное образование в таких областях, как менеджмент, бизнес, математика и естественные науки.