XX век стал временем появления рекламы, и первые её образцы – настоящие произведения графического искусства. Стоимость некоторых работ доходит до десятков тысяч долларов, часть плакатов выставляют в галереях, хранят в частных коллекциях.
Реклама путешествий по Австралии
Австралия – страна, для которой путешествия стали образом жизни. Строительство железных дорог в 90-е годы XIX в. позволило австралийцам путешествовать внутри страны – ездить на Голубые горы (Новый Южный Уэльс), в туристические центры (окрестности Мельбурна). Популярность приобретают морские круизы до Квинсленда. Первые туристы оценили красоту Большого Барьерного рифа, изучали национальные парки штата. После 1930-х местные компании запустили маршрут до Новой Зеландии.
Туристы из-за рубежа до 1960-х годов в Австралию приезжали мало: большинство приезжих было из Англии, люди ехали навестить родственников. Популярным среди иностранцев были посещение резерваций коренного населения (покупка сувениров, знакомство с необычным образом жизни), хотя это оставалось незаконным.
С 1929 г. начинается профессиональное продвижение австралийского туризма компанией Australian National Travel Association. Компания нанимает известных художников-графиков Джеймса Нортфилда, Перси Тромпфа, Герта Зелхаима. В это же время над рекламными туристическими плакатами работает британская художница Эйлин Майо (Eileen Mayo), изображавшая австралийскую флору и фауну. Для увеличения туристического потока в Тасманию для Tasmanian Government Tourist Bureau пишет австралийский художник Гарри Гарнет Келли.
Развитие авиаперевозок в 1950-х привело к активизации въездного туризма, появилась реклама местных авиаперевозчиков – Qantas Empire Airways, один из самых известных художников того времени – Гарри Роджерс.
Африка
Путешествия по Африке для местных жителей оставались недоступны в первой трети ХХ в., так что рекламные материалы были направлены на привлечение путешественников из-за рубежа. В конце XIX века «колониальные туристы» ехали в Алжир, Марокко, Тунис, позднее популярностью стали пользоваться спросом Ливия и Египет, до которого можно добраться, переправившись через Средиземное море. После начала массовых авиаперелётов стали пользоваться спросом пакетные туры продолжительностью 1 месяц, включавшие посещение Франции, Испании, Италии, Алжира, Туниса и Марокко.
Известные французские художники, работавшие над рекламными плакатами, сами жили или путешествовали по странам Магриба – Альфред Брене, Винсент Гуерра, Марчелло Дудович, Жан Эвен. Последний занимался живописью, оформлял стены зданий французского колониального правительства в Касабланке, работал над рекламными плакатами. Самая популярная его серия – для рекламного агентства Havas Air France.
После окончания Первой мировой войны набирает популярность сафари в Кении и Зимбабве. Туристы, среди которых были звезды кино и политики, охотились на слонов, львов, носорогов, гепардов и буйволов. Кения прославилась благодаря шикарным вечерам, которые проводили после завершения охоты.
После Второй мировой сафари-туры стали доступны широкой публике, но получившие независимость африканские страны изменили формат: охоту на диких животных запретили, для большего охвата ездить начали на автобусах, а главной целью путешествия стали удачные снимки. Главное направление рекламы – плакаты для авиакомпаний, и яркий образец – серия 12 пейзажных работ графика Алана Kарье для Air Afrique (1970 г.), посвящённых Того, Чаду, Бенину, Мавритании и другим африканским странам.
Ближний Восток
На рубеже XIX-XX вв. приобрели большую популярность поездки на Ближний Восток благодаря развитию железных дорог — среди самых популярных составов, курсировавших в этом направлении, был «Восточный экспресс». Он перевозил пассажиров от Парижа до Стамбула за 66 часов и предлагал альтернативу морской поездке. Над рекламой «Восточного экспресса» и других маршрутов по Ближнему Востоку работали художники разных стран – французы Жюль Шере, Роже Бродер, испанцы Рафаэль де Очоа и Мадрасо. С 1927 г. маршрут «Восточного экспресса» продлили до Алеппо, где и начинается действие литературного «Восточного экспресса» – знаменитого детектива А. Кристи. Для нового маршрута рекламные плакаты писал французский художник-ориенталист Жозеф де ла Незьер.
Шло строительство Иракских железных дорог – Baghdadbahn при поддержке Deutsche Bank. С 1930-х гг. по этой железной дороге поехали туристы.
В 1920-1930-е развиваются перелёты на Ближний Восток, хотя с частыми остановками и заправками, туристы ночевали в городах Сирии Ирака, Ирана. Часть пути приходилось преодолевать по воде, на автобусах и по железной дороге.
После Второй мировой войны популярность «Восточного экспресса» начала падать, Политическая напряжённость вокруг Израиля, на Балканах, в ближневосточных странах привели к закрытию маршрута. Развитие авиасообщения делали путешествия по воздуху быстрее, доступнее и безопаснее. Постепенно Ближний Восток отгородился от Запада, стал набирать обороты внутренний и религиозный туризм для мусульман со всего мира.
Карибские острова
Поездка на Карибы долго оставалась доступной только богатым людям – члены королевских фамилий, политики, дипломаты приезжали сюда с туберкулёзом, который лечили морскими купаниями и воздушными ваннами. А после Первой мировой врачи заметили, что пациенты, долго пребывающие на солнце, меньше болеют инфекционными заболеваниями. Медицинский туризм стал первым направлением, развившимся на Карибах.
В 1920-1930-х время полета на Карибы сократилось до нескольких часов, сделав доступным отдых здесь для американского миддл-класса. После Второй мировой развитие авиации сделало турпоток на Карибах массовым.
Швейцарский иллюстратор Пол Диген (Paul Degen) создал рекламные плакаты American Airlines для продвижения путешествий в Пуэрто-Рико, Мексику, на Гаити. Известный американский дизайнер Дэвидом Клейн работал с авиаперевозчиками США – Pan Am и Delta, британскими авиалиниями BOAC (British Overseas Airways Corporation) и BWIA (British West India Airways)
Кубинское правительство для привлечения зарубежных туристов после Карибского кризиса заказало Хорхе Эрнандесу серию модернистских плакатов для National Tourism Industry Institute.
Центральная и Южная Америка
Самым востребованным направлением в Южной Америке долгое время оставалась Мексика, куда можно было добраться по железной дороге из США. В начале ХХ в. в стране начали восстанавливать исторические памятники, включая древний индейский город Теотиуакан с пирамидой Солнца. В 1920-1930-е годы, после введения в Соединенных Штатах «сухого» закона, турпоездки в Мексику стали ещё чаще.
Плакаты для привлечения путешественников в Южную Америку создавали известный мультипликатор Сальвадор Прунеда, художник-акварелист Альфонсо Пенья.
Неизменная точка притяжения паломников и любопытных со всего мира – перуанский город Мачу Пикчу, открытый в 1911 году. Знаменитые рекламные плакаты, созданные Сабино Спрингеттом, привлекли туристов со всего мира.
Аргентина долгое время была известна благодаря курортному городу Мар-дель-Плата, собиравшем в одном месте местную и мировую аристократию. Аргентина развивал и внутренний туризм: горнолыжные курорты, отели в горах, маршруты по национальным паркам. Процветанию внутреннего туризма способствовало строительство железных дорог по всей стране, недорогих гостиниц и курортов среднего уровня. Развитие авиасообщения привело к увеличению внешнего туристического потока.
С развитием авиатранспорта начал развиваться туризм и в Бразилии: основные направления – Рио-де-Жанейро (город больше всего фигурировал на рекламных плакатах), речные круизы по Амазонке: в стране было хорошо развито речное сообщение.