Тема образования и учебного давления в Южной Корее вызывает обширный интерес по всему миру. С самого детства корейцам внушают идею необходимости быть на вершине — это приводит к тому, что они упорно трудятся для достижения высочайших результатов. Впрочем, не каждому дано стать лучшим, и многим приходится хотя бы стараться соответствовать общепринятым стандартам, что, увы, часто приводит к трагичным последствиям. Как устроено образование в этой продвинутой стране?
От легкого старта к тяжелейшим нагрузкам
Все начинается с младших классов (до 12 лет). В Южной Корее подход к обучению в начальных классах отличается от привычного нам. Младшие школьники сразу знакомятся с основами жизни: учатся выбирать продукты, сортировать отходы, убирать и готовить. На уроках нет строгих требований к письму, дети не переписывают свои работы по 10 раз из-за ошибок — они используют карандаши, которые позволяет легко исправлять недочеты.
Однако этот более мягкий подход не длится вечно, и с переходом в средние классы учебная нагрузка на детей начинает стремительно расти. Возраст от 12 до 15 лет — это то самое время перехода, когда ученики сталкиваются с увеличенным объемом заданий. Но настоящее испытание начинается в старших классах, когда ученики погружаются в интенсивную подготовку к экзаменам: жесткие итоговые тесты и сделали школьное обучение в Южной Корее известным далеко за её пределами.
Высокие ожидания и конкуренция
В Южной Корее стремление к идеальным оценкам и статусу лучшего ученика — чуть ли не национальная идея. Конкуренция между детьми усиливается из-за рейтинговой системы образования. В среде, где почти каждый ученик стремится к отличным оценкам, соперничество достигает апогея. Роль родителей в этом процессе тоже крайне важна, так как многие из них ожидают, что их ребенок будет лучшими из лучших.
Период подготовки к выпускным экзаменам в Южной Корее — настоящая мука и испытание для выпускника. Ученики занимаются с утра до позднего вечера, иногда даже до ночи, из-за дополнительных занятий, кружков и специализированных курсов. Если ученики младших и средних классов приходят в школу около 9 утра и возвращаются домой примерно в 6 вечера, уже выполнив домашнее задание, то старшеклассники фактически лишены этого времени на отдых.
День экзаменов — ЧС в Корее
В день проведения итоговых экзаменов корейские власти принимают исключительные меры, чтобы создать идеальные условия для детей. Например, кое-где запрещается взлет и посадка самолетов, чтобы обеспечить тишину вокруг школ. Экзамены, охватывающие пять предметов, проходят в течение одного дня с перерывами на отдых и обед.
Неудача на экзаменах чаще приводит ученика к глубокому эмоциональному потрясению. За последнее десятилетие число суицидов среди молодых людей в Корее существенно возросло, особенно высок риск волны самоубийств в день оглашения результатов экзаменов.
Образование как лучший социальный лифт
В Южной Корее от результатов экзаменов зависит поступление в университет, а это, в свою очередь, максимально влияет на будущие карьерные перспективы. Диплом престижного университета Кореи — надежный путь к успешной и финансово стабильной карьере, именно поэтому корейские школьники так усердно стремятся поступить в ведущие вузы страны. Чем выше престиж университета, тем тяжелее нагрузка на занятиях.
В вузах тоже действуют рейтинговые системы, что заставляет студентов постоянно конкурировать с другими одаренными учащимися — следовательно, те школьники, которые уже устали от изнурительной учебы в старших классах, не найдут облегчения в университете.
Проблемы иностранных студентов
Помимо корейской молодежи, в вузах страны учатся и иностранные студенты. Для них существуют свои правила и условия поступления — особенно это касается тех, кто не имеет корейского гражданства и не соответствует восточноазиатскому типу внешности.
Иностранцы иногда ощущают, что к ним относятся снисходительно: в зависимости от личных предпочтений, зарубежные студенты считают такое отношение либо унижением, либо, наоборот, преимуществом. Однако это снисходительное отношение не предполагает повышение оценок из-за трудностей с языком или адаптацией! Если иностранный студент демонстрирует средние или низкие результаты по корейским стандартам, это объясняют тем, что он — иностранец, и для кого-то это звучит как некое оправдание.
Иностранные студенты в Корее сталкиваются и с другими уникальными вызовами, включая вопросы дресс-кода. В стране действуют правила, запрещающие студенткам окрашивание волос, при этом иностранных учениц с естественно светлыми волосами иногда просят покраситься в черный цвет (!), чтобы они соответствовали нормам, установленным для мононационального общества.
С другой стороны, образовательная система в Корее имеет свои значительные преимущества: вузы и школы акцентируют внимание на практическом и активном обучении, ученики постоянно делают презентации и проекты, участвуют в выступлениях, как индивидуальных, так и групповых. Особое внимание уделяется развитию навыков командной работы — это важный аспект профессиональной подготовки.