• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2024-02-20 14:03:57

Образовательное исследование PISA-2022: почему результаты имеют такое большое значение?

Образовательное исследование PISA-2022: почему результаты имеют такое большое значение?
Изображение взято из открытых источников

В конце 2023 года, после месяцев тщательного анализа, ОЭСР представила итоги глобального исследования по оценке образовательных достижений учащихся, известного как PISA (Программа международной оценки учащихся). Это исследование, проведенное в 2022 году, уже собрало огромное количество данных, предоставляя уникальный взгляд на образовательные системы по всему миру.

В этом исследовании участвовало порядка 700 тысяч тинейджеров из 82 государств и владений, что делает его одним из самых масштабных и всесторонних образовательных анализов в мире. Все участники проекта — школьники 15 лет, что предоставляет уникальную возможность понять, на каком уровне находится образование подростков в различных уголках планеты.

Россия в этом цикле PISA не участвовала, однако результаты и выводы всё равно представляют значительный интерес и для российских образовательных специалистов, ведь понимание мировых тенденций и проблем, выявленных в ходе исследования, может помочь в формировании эффективных образовательных стратегий и улучшении образовательных результатов в России.

Насколько всё плохо?

Организаторы исследования под патронатом ОЭСР ожидали ухудшения результатов из-за дистанционного обучения во время COVID-19, но реальные цифры оказались… ещё хуже. Согласно данным ОЭСР, ранее в истории PISA колебания средних показателей по любому виду грамотности обычно не превышали 4-5 баллов от цикла к циклу. Однако в 2022 году показатели рухнули практически на 15 баллов по грамотности в сфере точных наук и примерно на 10 баллов — по грамотности в области чтения (по сравнению с 2018 годом). Лишь показатели в сфере естественных наук остались на прежнем уровне.

Это снижение, представляющее собой средние значения по всем участвующим странам, на самом деле таит более глубокую и глобальную проблему: во многих государствах ухудшение результатов оказалось еще более драматическим. Контекст этих результатов особенно важен, если учесть, что приблизительно 20 баллов в PISA эквивалентны объему знаний и навыков, приобретаемых школьниками за год занятий. Дети потеряли год учёбы!

Причина 1. «Шоковый эффект» COVID

Прежде всего ОЭСР отмечает, что динамика связана со школьным локдауном во время пандемии. В государствах с кратковременным закрытием школ, как в Японии и Тайване, результаты оказались лучше, в то время как в США, где школы были закрыты дольше, наблюдалось удручающее снижение баллов по математике.

Ключевым фактором стало участие учителя во время дистанционного обучения. В регионах, где учащиеся могли обращаться к педагогам во время удаленных занятий, математические показатели оказались выше.

Тем не менее, провал зафиксирован во многих странах, независимо от продолжительности периода закрытия школ. Это указывает на то, что длительность закрытия школ не является единственным фактором, влияющим на успехи или неудачи в образовании. Получается, что пандемия лишь частично объясняет спад в образовательных достижениях? Более длительные и системные факторы также сыграли свою роль.

Причина 2. Образовательное неравенство

Исследование выявило значительные различия в достижениях учащихся из семей с разным уровнем дохода. Для детей из менее богатых семей высока вероятность не достичь даже минимальных показателей, причём в некоторых странах этот разрыв увеличился по сравнению с 2018 годом.

Интересный факт: в некоторых странах менее обеспеченные учащиеся превзошли по баллам более благополучных сверстников из других стран! Например, результаты низших слоев общества из Сингапура, Японии и Эстонии превысили баллы более состоятельных учащихся из Узбекистана, Иордании и Доминиканской Республики. Это связано с разными уровнями финансирования образования в разных странах. Исследователи выяснили, что финансирование объясняет более половины различий в средних баллах между странами. Однако после достижения порога в 80 000$ на обучение 1 ученика корреляция между финансами и результатами учебы сходит на нет.

Причина 3. Дисциплинарные риски

Там, где школьники в 2022 году сообщали о меньшем уровне буллинга по сравнению с 2018 годом, результаты по математике улучшились. Примером тут служат Бруней, Доминиканская Республика и Саудовская Аравия, где сокращение случаев буллинга на 5-12% сопровождалось ростом средних баллов по математике на 13-17 баллов, особенно среди учащихся из бедных семей (14-28 пунктов).

Причина 4. Смартфоны и другие гаджеты

Также удалось выяснить, что в государствах ОЭСР 30% учеников отвлекаются на гаджеты в ходе занятий математикой, а ещё 25% учащихся указали, что внимание им мешают и другие ученики, использующие гаджеты. Это не только уменьшает внимание к занятиям, но и заставляет учителей тратить время на восстановление дисциплины.

Согласно отчетам ОЭСР, ученики, часто отвлекающиеся на сотовые и планшеты, в среднем набирают на 15 пунктов меньше по математике. Логично, что в школах, где существуют ограничения на использование цифровых устройств, негативный эффект не такой выраженный.

Интересный факт: учащиеся, использующие цифровые устройства для обучения не более 60 минут ежедневно, продемонстрировали лучшие результаты по математике (на 23 балла). Однако если возиться с телефоном больше 60 минут каждый день, ситуация меняется на обратную.

Причина 5. Встревоженность

Участникам задавали вопросы, чтобы выявить отношение к математике, включая такие специфические вещи, как чувства беспомощности при решении задач и беспокойства о получении плохих оценок. Результаты показали, что по мере роста индекса математической тревожности баллы по грамотности снижались в среднем на 17 пунктов. Интересно, что в 13 из 18 государств, где ученики показали высокую встревоженность, баллы по математике оказались ниже среднего.

Однако есть и исключения: в Гонконге, Японии, Макао и на Тайване, несмотря на высокую математическую тревожность, результаты были хороши.

Причина 6. Дефицит поддержки

Наконец, исследование показало, что на успехи в математике оказывает влияние возможности учеников обсуждать учёбу с другими учениками или взрослыми. А ещё в школах, где ученики могли выполнять домашние задания в специализированных помещениях (типа продленки), показатели были на 14 пунктов выше, чем в учебных заведениях без таких форматов работы. Вывод: взаимопомощь между учениками и общение с учителями способствуют лучшему пониманию учебного материала и, как следствие, высоким результатам.

Кроме того, стабильные успехи в математике коррелируют с поддержкой семьи. Учащиеся с хорошими результатами чаще сообщали о том, что их семьи проявляют интерес к школьным успехам и часто проводят время вместе, например, ужинают или беседуют. В ОЭСР школьники из семей, где этого нет, показали результаты на 15-26 баллов ниже.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности