• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2023-05-25 15:54:20

Почему в российские школы приходит так мало молодых педагогов?

Отсутствие молодых преподавателей в учебных заведениях РФ стало проблемой, которую подтверждают почти все эксперты.

Институт МГПУ провел анализ карьерных траекторий новых преподавателей в нескольких регионах России, включая Москву, Воронежскую область, Бурятию и Красноярский край. Исследование включало опрос более 3000 преподавателей моложе 35 лет с опытом работы до 5 лет и свыше 750 директоров учебных заведений. В дополнение к этому были проанализированы официальные данные о 574 московских школах за период с 2020 по 2022 годы.

Основной вывод исследования заключается в том, что главной проблемой не стало привлечение выпускников педагогических вузов в школы, а скорее сохранение их в отрасли.

Сколько в России занятых молодых учителей?

Согласно проведенному исследованию, можно сделать некоторые выводы относительно нехватки молодых учителей. Данные, полученные из Москвы показывают изменение процента молодых преподавателей в школах с 2020 года. Что касается других регионов, исследование предоставило только мнения директоров образовательных учреждений в период проведения опросов (зима 2022-2023 года).

Результаты исследования как для Москвы, так и для мнения директоров школ, показывают, что примерно 7% преподавателей являются молодыми специалистами. В столице этот показатель несильно увеличился с 2020-го — с 5% до 5.5%. В других частях РФ многие директора отметили, что у них в школах доля молодых учителей составляет около 4%. В то же время руководители школ во всех регионах согласны с тем, что оптимальным было бы, если бы доля начинающих учителей составляла от 15% до 30% от общего числа преподавательского состава.

Почему сложилась такая ситуация?

Причины дефицита молодых учителей могут быть разными. Судя по данным, в Москве не прослеживается отказ выпускников педагогических вузов от профессии учителя. Возрастная структура молодых преподавателей в московских школах указывает на то, что преобладающее число молодых учителей — выпускники вузов от 22 до 24 лет. Однако специалисты старше 27 лет, которые имеют стаж до 5 лет, представлены в муниципальных школах только небольшим количеством.

Вероятно, к этому возрасту учителя уже накопили профессиональный опыт и перестали быть новичками? Однако данные о стаже показывают, что молодые учителя просто покидают школьную сферу после нескольких лет работы.

Расстановка молодых преподавателей почти не поменялась с 2020-го. Например, 80% молодых учителей с опытом работы менее года, которые работали в московских школах в 2020 году, уже покинули профессию к 2022 году. В противном случае процент учителей со стажем от одного до трех лет увеличился бы. Наибольшее количество увольнений приходится на прошедший год — более 1500 случаев.

На территории Москвы практически отсутствуют случаи, когда люди переходят в педагогику после 30 лет с опытом работы в других областях.

Причины отказа от работы

Проблема мотивации педагогов для ухода из школьной сферы может иметь различные причины. Одна из возможных гипотез состоит в том, что молодые учителя изначально не сильно привязаны к профессии: они могут выбирать педагогические учебные заведения из-за низких требований по баллам и находят работу в школе, так как это всегда предлагает стабильное трудоустройство, а затем уходят, когда появляются другие карьерные возможности.

Однако результаты опроса, проведенного в рамках исследования, в некоторой степени опровергают эту гипотезу. Большинство опрошенных утверждают, что выбрали педагогическое образование самостоятельно: либо потому что стремились стать учителями, либо потому что считали, что педагогическое образование открывает много возможностей для трудоустройства, не только в школьной сфере. Однако последний вариант встречается чаще во всех изученных регионах (за исключением Воронежской области).

Исследование указывает на то, что основные мотивы для выбора профессии учителя у молодых специалистов в разных регионах во многом совпадают. Это говорит о том, что общие ценности и цели, связанные с этой профессией, не зависят от конкретного географического положения.

Заинтересованность в труде со школьниками и к профильному предмету, шанс реализовать свой потенциал и стабильная работа — эти факторы ключевые для большинства молодых учителей. Важно отметить, что, несмотря на различия в географическом положении и экономической ситуации, многие из этих мотиваций являются общими для всех учителей. В Москве, где заработная плата учителей, как правило, выше, чем в других регионах, это также значимый мотив. В то же время в Воронежской области и Красноярском крае большое значение придается удобству рабочего графика. Для начинающих педагогов Воронежской области, Бурятии и Красноярского края основные препятствия связаны с низким окладом и избыточной бюрократической нагрузкой. В столице, несмотря на то, что вопрос оплаты труда для новых специалистов менее актуален (платят лучше), взаимоотношения с учащимися и их родителями вызывают значительные трудности.

Недостаточное общественное признание профессии также может стать причиной для ухода из педагогики. Эксперты указывают на гендерное неравновесие среди молодых преподавателей как на доказательство этого факта. В частности, в 2022 году в московских школах только 18% новых педагогов были мужчинами (что считается относительно высоким показателем, учитывают, что в 2019 году 87% преподавательского состава в России были женщинами). В областях, которые общество считает престижными, доля мужчин обычно больше.

Среди прочих проблем исследователи выделяют нехватку методологической поддержки для начинающих педагогов. Так, более 75% респондентов во всех областях подчеркивают, что их профессиональный рост во многом зависит от системы помощи молодым специалистам. Однако более трети указывают на отсутствие такой системы в их учебных заведениях: можно обратиться за советом к более опытным коллегам, но это и все.

К тому же неопределенность карьерных путей становится серьезной проблемой для молодых учителей. Они обычно видят свою карьеру как продвижение по административной лестнице в государственной школе (то есть стремление стать заместителем директора или директором), осуществление собственного предпринимательского проекта в образовательной сфере или получение профессионального признания через победы в конкурсах и разработку уникальных педагогических методик.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы