Веками заслужить высокую оценку хотели лишь школьники, но не так давно всё поменялось, и теперь заполучить высокий балл за свой труд хотят и учителя, и даже образовательные учреждения. Зачем, почему, что скрыто в рейтингах и для чего школе высокая оценка — в нашем материале.
Когда и зачем это появилось?
Формировать рейтинг московских школ пытались ещё в 90-х, но чиновничья чехарда начала нулевых похоронила эту инициативу. Вернулись к идее в 2010 году, когда городская администрация ввела подушевое финансирование и уровень экономического стимулирования перестал зависеть от статуса учреждения. С тех пор дополнительные деньги стали выделять в виде мэрских грантов, основания для присуждения — «призовые» места в верхней части рейтинга. Дополнительным плюсом для школ с высокой результативностью стал мораторий на проверки (это тоже очень хорошо).
Самые первые рейтинги основывались на результатах госэкзаменов и олимпиад. Затем, с течением времени, в индекс стали добавлять всё новые критерии, исходя из сегодняшних приоритетных для образовательной системы вопросов. В 2015 году рейтинг приобрёл неслыханный для отечественных наукометрических инструментов динамизм: его обновляют несколько раз в течение года, по мере загрузки в систему массивов данных о проведении олимпиад школьников или соревнований того или иного уровня.
Разработкой методик построения рейтингов занимается Центр педагогического мастерства Москвы, а постановкой целей и задач занимается Департамент образования Мэрии Москвы.
Рейтинг — не только список, где школы расставлены по ранжиру. Это еще и инструмент, позволяющий понять, как достижения той или иной образовательной организации стыкуются с общегородскими системными показателями, а также маркер развития каждого образовательного учреждения, где числа — отражение принципа, методики оценки работы школ.
На каких принципах строится рейтинг?
Важнейшее при формировании рейтинга — фиксация на результатах, а не возможностях и условиях. То есть, условно: неважно, есть ли в школе крутой бассейн, спортзал или другая инфраструктура — важнее, чего удалось добиться, чему научить, какие навыки усвоить.
При этом значение имеют абсолютные показатели. Это позволяет компактным школам с небольшим количеством учеников за счёт узкой специализации достигать фантастических результатов. Таким образом, залог способности школы конкурировать с другими учебными организациями находится в прямой зависимости от талантов её педагогов и администраторов.
При ранжировании, собирая данные из информационных систем, стараются учесть и охватить все аспекты жизни школ, причём не нагружая дополнительно сами школы. Итоги работы затем публикуют на сайте Депобра, а все школы получают подробные таблички, в которых производится детальный расчёт параметров.
Этот материал призван в том числе помочь администраторам и учителям взглянуть на свою деятельность со стороны, лучше понять, в каких направлениях следует развиваться, корректировать неверный курс и навёрстывать упущенное. Показатели рассчитываются на 12 месяцев вперёд, что позволяет корректировать стратегические и тактические моменты работы.
Каким образом рассчитывается рейтинг?
В расчёте рейтинга применяются восемь блоков данных, призванных отразить наиболее важные направления развития образовательных организаций:
- Качественное массовое обучение (оценивается по результатам госэкзаменов и предметных диагностических испытаний четвероклассников и семиклассников);
- Создание условий, поддерживающих таланты;
- Работа с инвалидами и детьми с особыми потребностями;
- Меры, направленные на развитие профессионального мастерства детей и подростков;
- Использование предлагаемых городом ресурсов;
- Работа, направленная на профилактику и предупреждение детской и подростковой преступности;
- Массовая спортивная и физическая подготовка;
- Организация и деятельность дошкольных отделений.
Знаете ли вы рейтинг школы, в которой учится ваш ребенок?