На первый взгляд ректоры с управленческим опытом способны принести университетам хороший доход и академические и репутационные успехи, по крайней мере с точки зрения современной теории «нового менеджериализма». Но действительно ли от того, какое образование у ректора, зависит успешность высшего учебного заведения?
Исследование университетов и ректоров разного типа
Портрет типичного ректора, виды университетов и студентов – обо всём этом рассказывает исследование НИУ ВШЭ и ЕУСПб. Перенос управленческих практик частного бизнеса в государственные секторы – распространённый опыт в современной России. Взять хотя бы идею «в школе мы получаем услуги». Насколько эффективен такой подход в секторе образования? Исследователи НИУ ВШЭ и ЕУСПб изучили ректоров и российские университеты на 2013 и 2016 годы.
Управленцы vs. ректоров с научным бэкграундом
Портрет ректоров: возраст, пол и стаж
- 21,5% – доля женщин-ректоров в академической системе
- 58 лет – средний возраст руководителей учебных заведений
- 15% ректоров — моложе 50 лет.
Образование и опыт
- 56% руководителей = в научной области
- 25% имеют образование в экономической области, обществознании
- 12% = педагогический опыт
- 7% = смешанный научный бэкграунд.
Типы университетов
- Исследовательские = лидирующие вузы с высокими доходами, проходными баллами и достижениями в работе (8%)
- Особые = негосударственные заведения, не принимающие ЕГЭ (8%)
- Доходные = с невысокими академическими показателями, но с высокими доходами
- Селективные = небольшие доходы, но высокий уровень подготовки и проходной балл
- Неселективные = относительно невысокие показатели в области доходов, достижений и низкие проходные баллы.
Где работают ректоры
- Ректоры с богатым научным опытом = в исследовательских вузах (до 80% руководителей)
- Руководители с педагогическим опытом чаще = в доходных учреждениях (76%)
- «Управленцы» = в высокодоходных и особых учреждениях
- Смешанный тип ректоров в меньшинстве (от 2% до 9%).
Анализ показал, что тип ректора не является решающим фактором для успешного функционирования и развития университета. Исследователи не смогли выделить самый эффективный тип руководителя.