2022-02-08 17:38:17

Полураспад инфраструктуры и туманное будущее: перспективы сельской школы в России

Год назад в российских деревнях и школах функционировали 27 500 школ – из них 23 тысячи среднеобразовательных и ещё 4 тысячи других, в том числе филиалов. По статистике, это половина от общего числа учебных заведений для школьников в стране, но учится тут меньше четверти учеников: среднее число – 167 против семи сотен в городе.

Численность школ в сельской местности за последние 20 лет упала в два раза, причём наибольшее падение пришлось не на суровые ельцинские годы, а на сравнительно благополучный период высоких цен на нефть при Владимире Путине.

С другой стороны, иначе быть не может: на селе низка плотность населения, учеников нужно подвозить (в селе это 19% детей, что в 10 раз больше, чем в городах). При этом необходимая инфраструктура есть в 92% сельских школ.

К слову – доля сельских школ также неравномерна; в Дагестане их 84%, а на Магадане и Мурмане – по 20%, что связано со степенью урбанизации и особенностями образовательных систем регионов.

Особенности сельских школ

Есть стереотип: сельская школа = бедная школа. Но это не совсем верно: школы очень различаются по своему уровню, и уравнивать их делением на общий знаменатель неверно. Однако факт есть факт – в городе база будет получше.

  • В 20% школ нет отопления или внутренних туалетов с канализацией, приходится обходиться выгребными ямами (справедливости ради, такие есть и в городах, хотя в том и другом случае речь всего о 6%).
  • 17% школ на селе построены из дерева, причём среди якутских школ этот показатель превышает 70%, у тувинских и ненецких – чуть не дотягивает. Такие школы быстрее приходят в негодность и требуют ремонтных мер.

Власти это понимают и периодически делают многообещающие заявления о тотальной компьютеризации или создании новых учебных мест тысячами, но дальше слов дело не идёт.

Возможности сельских школьников

Итак, по статистике у нас 4 миллиона деревенских школяров, причём на их количестве не сказался демографический подъём прошлого десятилетия (зато ударило снижение рождаемости до и обязательно накроет после – в 2027 году первоклассников будет на 14% меньше, чем сегодня). Лишь 7% от общего их количества – это старшеклассники; в школах на селе подростки на треть реже идут в десятый класс. Тут также имеет место быть неоднородность: от 20% в Ненецком автономном округе до 80% в высокоурбанизовированной Якутии, где есть традиция гуманитарного и технического лицейского образования.

В целом же, на общенациональном уровне выпускающиеся из девятого и одиннадцатых классов подростки демонстрируют более слабые по сравнению с горожанами результаты. Это подтверждается и результатами участия в предметных всероссийских олимпиадах учащихся.  Вероятно, это связано с тем, что для подростков из глубинки материалы для дополнительной подготовки менее доступны, а интернет часто слишком дорог для полноценного обучения (интересный факт: в Якутии, где цена за мегабайт высока, а скорости невелики, до сих пор популярны ушедшие в прошлое на европейской части России в начале нулевых форумы).

Не следует списывать со счетов и нехватку кадров, не позволяющих индивидуально и предметно подходить к индивидуальным потребностям каждого тинейджера, переводить некоторых на индивидуальные планы и обеспечивать должный уровень подготовки.

Особенно тяжёлой ситуация стала в период дистанта, который лишь подчеркнул колоссальный разрыв в возможностях между горожанами и деревенскими. В последних, где принято иметь много детей, учёба вызывает особенные трудности, поскольку подросткам приходится делить между собой один или два устройства с доступом в интернет.

Есть разница и между тем, какие предметы школьники изучают углублённо. В городах это гуманитарные науки, общественные. Всельской – естественные науки и небольшой, но устойчивый (7-10%) сегмент тех, кто занимается сельским хозяйством и хотел бы связать с этой отраслью свою судьбу. Правда, профессиональная подготовка на базе школы по этому направлению есть только в Приморье, Тюмени и Якутии, более – нигде.

Единственное, в чём село опережает город – уровень инклюзивности образования, что может быть вызвано физической невозможностью учить людей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных классах.  Нагрузка на педагогов, имеющих прибавку к зарплате за работу с детьми с диагнозами, выше: если в городе на одного приходится 6-7 детей, то в сельской местности – в два раза больше.

Сельская vs современная

В общем и целом — на государственном уровне школы в деревнях отстают от тех, что находятся в городе.

Единственная возможность для них наверстать большую финансовую обеспеченность и ресурсы – цифровизация. Наличие IT-технологий и решений – важнейшее качество современного образования. Подушевое финансирование делает невозможным опережающие практики на сельских территориях и ограничивает уровень развития школы узостью элементной базы и слабых кадров.

Методом преодоления этого отставания являются программы компьютеризации школы. В настоящее время в сельских школах компьютеры доступнее: одна машина приходится на пять школьников, в то время как в городе на 7-8. Это связано с тем, что программы не учитывают особенностей комплектования. Обычно это происходит из расчёта «определенное количество машин на учебное заведение», поэтому многочисленные школы в поволжских, северокавказских и центральных регионах оказываются тут в невыгодном положении аутсайдеров.

Кроме того, важное значение имеет интернет и его скорость. А у сельских школ тут похвастаться категорически нечем — подключение медленнее в 5-20 раз. Несмотря на обещания обеспечить школы в сельской местности высокоскоростным доступом в Интернет, озвученные ещё в бытность президентом Дмитрия Медведева, и некоторые успешные шаги в этом направлении (скорость выросла в 14 раз), число оборудованных скоростным доступом к «паутине» учебных заведений не превышает 30%.

Можно сделать вывод: развитие идёт, хотя и заметно более медленными темпами. Отставание сельской школы сохраняется, что особенно сильно заметно в свете территориального разнообразия страны.

Коронавирусная инфекция, с одной стороны, показала слабые места системы образования и продемонстрировала многочисленные трудности, с другой – подстегнула процессы цифровизации. В ряде регионов детям выдают технические устройства, обеспечивающие доступ в сеть.

К числу несомненных преимуществ сельских школ следует отнести высокий уровень локализации: небольшие, компактные и обладающие тесными связами на социальном уровне деревенские школы могут решать многие проблемы и без активного внедрения «цифры». В некоторых учебных заведениях невысокое количество учеников позволило проводить учебный процесс в очном режиме, разведя потоки учащихся и проводить занятия с соблюдением социальной дистанции.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности