Год назад в российских деревнях и школах функционировали 27 500 школ – из них 23 тысячи среднеобразовательных и ещё 4 тысячи других, в том числе филиалов. По статистике, это половина от общего числа учебных заведений для школьников в стране, но учится тут меньше четверти учеников: среднее число – 167 против семи сотен в городе.
Численность школ в сельской местности за последние 20 лет упала в два раза, причём наибольшее падение пришлось не на суровые ельцинские годы, а на сравнительно благополучный период высоких цен на нефть при Владимире Путине.
С другой стороны, иначе быть не может: на селе низка плотность населения, учеников нужно подвозить (в селе это 19% детей, что в 10 раз больше, чем в городах). При этом необходимая инфраструктура есть в 92% сельских школ.
К слову – доля сельских школ также неравномерна; в Дагестане их 84%, а на Магадане и Мурмане – по 20%, что связано со степенью урбанизации и особенностями образовательных систем регионов.
Особенности сельских школ
Есть стереотип: сельская школа = бедная школа. Но это не совсем верно: школы очень различаются по своему уровню, и уравнивать их делением на общий знаменатель неверно. Однако факт есть факт – в городе база будет получше.
- В 20% школ нет отопления или внутренних туалетов с канализацией, приходится обходиться выгребными ямами (справедливости ради, такие есть и в городах, хотя в том и другом случае речь всего о 6%).
- 17% школ на селе построены из дерева, причём среди якутских школ этот показатель превышает 70%, у тувинских и ненецких – чуть не дотягивает. Такие школы быстрее приходят в негодность и требуют ремонтных мер.
Власти это понимают и периодически делают многообещающие заявления о тотальной компьютеризации или создании новых учебных мест тысячами, но дальше слов дело не идёт.
Возможности сельских школьников
Итак, по статистике у нас 4 миллиона деревенских школяров, причём на их количестве не сказался демографический подъём прошлого десятилетия (зато ударило снижение рождаемости до и обязательно накроет после – в 2027 году первоклассников будет на 14% меньше, чем сегодня). Лишь 7% от общего их количества – это старшеклассники; в школах на селе подростки на треть реже идут в десятый класс. Тут также имеет место быть неоднородность: от 20% в Ненецком автономном округе до 80% в высокоурбанизовированной Якутии, где есть традиция гуманитарного и технического лицейского образования.
В целом же, на общенациональном уровне выпускающиеся из девятого и одиннадцатых классов подростки демонстрируют более слабые по сравнению с горожанами результаты. Это подтверждается и результатами участия в предметных всероссийских олимпиадах учащихся. Вероятно, это связано с тем, что для подростков из глубинки материалы для дополнительной подготовки менее доступны, а интернет часто слишком дорог для полноценного обучения (интересный факт: в Якутии, где цена за мегабайт высока, а скорости невелики, до сих пор популярны ушедшие в прошлое на европейской части России в начале нулевых форумы).
Не следует списывать со счетов и нехватку кадров, не позволяющих индивидуально и предметно подходить к индивидуальным потребностям каждого тинейджера, переводить некоторых на индивидуальные планы и обеспечивать должный уровень подготовки.
Особенно тяжёлой ситуация стала в период дистанта, который лишь подчеркнул колоссальный разрыв в возможностях между горожанами и деревенскими. В последних, где принято иметь много детей, учёба вызывает особенные трудности, поскольку подросткам приходится делить между собой один или два устройства с доступом в интернет.
Есть разница и между тем, какие предметы школьники изучают углублённо. В городах это гуманитарные науки, общественные. Всельской – естественные науки и небольшой, но устойчивый (7-10%) сегмент тех, кто занимается сельским хозяйством и хотел бы связать с этой отраслью свою судьбу. Правда, профессиональная подготовка на базе школы по этому направлению есть только в Приморье, Тюмени и Якутии, более – нигде.
Единственное, в чём село опережает город – уровень инклюзивности образования, что может быть вызвано физической невозможностью учить людей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных классах. Нагрузка на педагогов, имеющих прибавку к зарплате за работу с детьми с диагнозами, выше: если в городе на одного приходится 6-7 детей, то в сельской местности – в два раза больше.
Сельская vs современная
В общем и целом — на государственном уровне школы в деревнях отстают от тех, что находятся в городе.
Единственная возможность для них наверстать большую финансовую обеспеченность и ресурсы – цифровизация. Наличие IT-технологий и решений – важнейшее качество современного образования. Подушевое финансирование делает невозможным опережающие практики на сельских территориях и ограничивает уровень развития школы узостью элементной базы и слабых кадров.
Методом преодоления этого отставания являются программы компьютеризации школы. В настоящее время в сельских школах компьютеры доступнее: одна машина приходится на пять школьников, в то время как в городе на 7-8. Это связано с тем, что программы не учитывают особенностей комплектования. Обычно это происходит из расчёта «определенное количество машин на учебное заведение», поэтому многочисленные школы в поволжских, северокавказских и центральных регионах оказываются тут в невыгодном положении аутсайдеров.
Кроме того, важное значение имеет интернет и его скорость. А у сельских школ тут похвастаться категорически нечем — подключение медленнее в 5-20 раз. Несмотря на обещания обеспечить школы в сельской местности высокоскоростным доступом в Интернет, озвученные ещё в бытность президентом Дмитрия Медведева, и некоторые успешные шаги в этом направлении (скорость выросла в 14 раз), число оборудованных скоростным доступом к «паутине» учебных заведений не превышает 30%.
Можно сделать вывод: развитие идёт, хотя и заметно более медленными темпами. Отставание сельской школы сохраняется, что особенно сильно заметно в свете территориального разнообразия страны.
Коронавирусная инфекция, с одной стороны, показала слабые места системы образования и продемонстрировала многочисленные трудности, с другой – подстегнула процессы цифровизации. В ряде регионов детям выдают технические устройства, обеспечивающие доступ в сеть.
К числу несомненных преимуществ сельских школ следует отнести высокий уровень локализации: небольшие, компактные и обладающие тесными связами на социальном уровне деревенские школы могут решать многие проблемы и без активного внедрения «цифры». В некоторых учебных заведениях невысокое количество учеников позволило проводить учебный процесс в очном режиме, разведя потоки учащихся и проводить занятия с соблюдением социальной дистанции.