2021-04-07 20:37:20

Экспорт образования: что определяет выбор иностранных абитуриентов

В Россию приезжают учиться со всего света. Страны Содружества, сохранившие и поддерживающие с нашей страной весь спектр социальных и культурных связей, отправляют к нам на учебу больше всего студентов. Им помогает быстрее адаптироваться и втянуться в учебу и то, что они владеют русским языком. На выбор молодых людей, представляющих западные страны, обычно влияют экономические соображения и достаточно высокий рейтинг учебного заведения. Однако с большой вероятностью российский вуз окажется в их списке не на первых позициях, а скорее как альтернатива. Причиной этого они объясняют небезопасность страны. Такие выводы иллюстрирует исследование старшего научного сотрудника, доцента НИУ ВШЭ Алены Нефедовой. Частью этого исследования стали опросы иностранных студентов: юношей и девушек, будущих бакалавров и магистров, представляющих бывшие союзные республики и дальнее зарубежье.

По официальной статистике профильного министерства за 2018-19 гг., порядка 280 тыс. студентов-иностранцев получали образование в вузах РФ. Государство обозначило тему экспорта образования как стратегическую задачу, субсидируя вузы и способствуя повышению их конкурентоспособности. На это работает и учрежденная специальная программа развития, в которую интегрирована платформа Study in Russia, помогающая приехавшим в Россию абитуриентам быстрее ориентироваться в море предложений. Несмотря на это, за скобками долгое время оставался вопрос мотивации. Безусловно, стоит изучить причины выбора того или иного учебного заведения, чтобы расширить так называемую линейку привлекательности.

Точки притяжения и отталкивания при выборе страны обучения

Исследование Алены Нефедовой было направлено на изучение двух миграционных потоков в сфере образования:

  • студенты из прибалтийских стран и государств Содружества
  • из остальных регионов планеты.

Лидерами по количеству направленных в РФ на учебу молодых людей можно назвать страны СНГ и Украину. Использование теоретической push-pull модели позволило выделить факторы, притягивающие или выталкивающие мигрантов, в том числе абитуриентов:

  • push factors – часто отсутствие работы в своей стране, недостаточно высокий уровень жизни, невысокий уровень образования на родине, отсутствие свободного доступа к обучению на русском языке (для обучающихся из стран Содружества), общая политическая нестабильность в стране
  • pull factors – обычно высокие экономические показатели выбранной страны, комфортные климатические условия, стабильная политическая ситуация или в целом устройство.

Фактором «выталкивания» может служить наличие языкового барьера. Эта проблема обозначена в приоритетных в среде молодых людей из стран СНГ, выходцев из русскоговорящих семей. Поскольку работодатели на их родине при отборе соискателей на вакансию одним из обязательных пунктов ставят идеальное знание государственного языка, молодежь вынуждена учиться и впоследствии искать работу в России.

При этом экономический фактор обычно играет в пользу учебы дома, так как не приходится нести дополнительные расходы на проживание и питание. Хотя развитая система грантов и стипендий, принятая в российских вузах, может компенсировать эти издержки.

Не последнюю роль в окончательном выборе России как страны для получения образования играют такие факторы, как:

  • наличие друзей или родственников в РФ и их советы
  • хорошее знание страны, понятные правила и законы
  • признание полученных свидетельств и дипломов в стране абитуриента.

Очень помогает в выборе вуза и программы обучения наличие во многих странах центров по науке и культуре, относящихся к Россотрудничеству, где можно также получить информацию и о филиалах университетов, расположенных за пределами России. Преподаватели школ поддерживают связи со своими коллегами из РФ, мониторят предложения вузов, дают советы своим ученикам. Для многих важны близость города обучения к территории своей страны, возможность дальнейшего трудоустройства, эмиграции.

Как добавить российским вузам привлекательности?

Если посмотреть на традиционный выбор абитуриентов из других стран, то в их списке высших учебных заведений РФ окажется много московских и питерских вузов. На такой выбор не в последнюю очередь влияет распространенность английского языка среди местных жителей, а также полнота информации о заведении, которую можно найти в открытом доступе. Для многих наша страна – своеобразная тайна за семью печатями: молодые люди плохо представляют себе традиции и обычаи России, уклад жизни, уровень комфорта. На некоторых оказывает влияние негативная информация, публикуемая в СМИ их стран.

Студенты делятся, что им хотелось бы читать  реальные истории студентов, которые учились в России, получить советы по проживанию в стране, нюансах общения, узнать о разных городах. Мало информации на разных языках, часто она бывает противоречивой, что затрудняет выбор.

Погода, предрассудки и другие аспекты

Молодежь стран Содружества традиционно имеет лучшее представление о жизни в России, в частности о климате и так называемой русской зиме. Тогда как для студентов из дальнего зарубежья, особенно из теплой и жаркой зон, поездка на учебу в нашу страну часто рассматривается как чуть ли не экстремальная. Тем интереснее знакомиться с отзывами студентов, закончивших обучение! Часто они отмечают достаточный уровень комфорта, дружелюбие окружающих людей и вполне приемлемый климат – все это разительно отличалось от их первоначального знания о стране. Недостаток информации играет в таких вопросах не последнюю роль.

Несмотря на то что с финансовой стороны для иностранных студентов обучение в вузах России более предпочтительно, по сравнению с европейскими или азиатскими, отталкивающим фактором являются возможные издержки социального плана. Участвующие в исследовании молодые люди упоминают отсутствие гарантий правовой защиты и расизм. Некоторые из них, рассматривая российские вузы в качестве альтернативы, уверены, что могут встретить здесь негативное отношение к людям другой расы.

Что поможет увеличить число иностранных абитуриентов

Автор исследования Алена Нефедова рекомендует следующие шаги для создания более привлекательного имиджа России в качество страны возможного обучения:

  • Активировать работу информационных средств, которые могли бы рассказывать о России, доносить до слушателей актуальную информацию, создавать положительный образ страны. Поддержка работы таких источников должна исходить от государства
  • Дополнительно финансировать общественные организации, продвигающие российское образование за рубежом
  • Особое внимание стоит уделить программам совместной работы и взаимодействия с учителями русскоязычных школ за рубежом
  • Требуются изменения в миграционной и визовой политике, чтобы облегчить устройство на работу  на период обучения. Несовершенство законов в этой области вредит экспортной политике вузов РФ
  • Создавать и продвигать различные клубы при вузах — это помогло бы иностранным студентам быстрее адаптироваться в новой среде
  • Увеличить числа программ на английском языке
  • Улучшить условий проживания и обучения, контакты с бывшими студентами, поддержание с ними обратной связи, повышение информативности профильных сайтов.
Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности