• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Видеоотзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Отзывы
  • Видео-отзывы
  • Контакты
2023-11-01 15:49:06

Почему образовательные проекты из России с трудом запускаются за границей

Почему образовательные проекты из России с трудом запускаются за границей

В сентябре 2023 года EdTech-стартап российского происхождения Refocus с прекратил свою работу в Индонезии. Это стало громом среди ясного неба для бизнес-сообщества. Но Refocus не единственный; многие компании прекратили свои операции за рубежом за эти два года.

На фоне пандемии коронавирусной инфекции отечественные EdTech-стартапы активно входили на глобальный рынок. К 2022 году около 30% крупнейших EdTech-ов по версии Smart Ranking работали за границей; особенно много их было в Южной Америке и Азиатском регионе, что было обусловлено общим ростом интереса к онлайн-образованию.

Но не все бренды смогли добиться успеха. Помимо закрытия Refocus в вышеупомянутом регионе и на Филиппинах, цифровая школа Mentorama, принадлежащая российскому онлайн-университету Skillbox, тоже остановила свои операции в Латинской Америке, а GetCourse покинула рынки Бразилии и Индии.

Колоссальный рост и грандиозный спад

В 2022 году Refocus планировала в два этапа привлечь инвестиции на сумму $13 миллионов, однако переговоры сорвались из-за проблем на венчурном рынке. Создатели компании желали получить инвестиции при оценке своего бизнеса в сотню миллионов и привлечь ведущего инвестора. Среди возможных инвесторов упоминались два фонда из Сингапура, один из Филиппин и несколько неназванных россиян.

Тем временем рост стартапа замедлился. 90% студентов оплачивали обучение частями, и в феврале произошли первые задержки с оплатой, что ощутимо уменьшило интерес спонсоров. В феврале компания планировала получить инвестиции в размере $2 млн от одного из сингапурских фондов, но из-за проблем с регуляцией этот платеж не состоялся.

В итоге Refocus смогла привлечь лишь $4,6 млн из предполагаемых $14 млн. Инвестиции поступали малыми частями, начиная с мая 2022 года, еще $3 млн были вложены из собственных средств партнеров (эти деньги использовались на зарплаты и продвижения). Руководство стартапа даже временно отказалось от своих заработных плат ради снижения издержек.

Задержки и долги

Но все равно показатели выручки продолжали стремиться вниз. В апреле 2023 года фирма стала задерживать выплаты заработной платы, российская команда не получила треть своего оклада. В последующие месяцы выручка уменьшилась десятикратно, составив в июне всего $100 000.

Из-за финансовых трудностей основатели решили прекратить работу на Филиппинах, уволив 102 сотрудников. Так компания уменьшила свой штат на 50%. Оставшихся сотрудников попросили продолжить работу, обещая погасить задолженность позже.

В летние месяцы стали возникать проблемы с выплатами и в индонезийском филиале: в июле 2023 года команде выплатили только 85% июньского оклада, а после этого выплаты были приостановлены. В сентябре компания завершила свою деятельность и в Индонезии, где работали 90 человек. В итоге Refocus задолжал своим сотрудникам две с половиной зарплаты и 130% положенных отпускных.

Не все работники осознавали последствия потенциального банкротства. Некоторые думали, что даже без новых инвесторов у компании будут деньги на зарплаты.

Сейчас стартап находится в стадии ликвидации. Основной из рассматриваемых сценариев — банкротство. Основатели рассматривают возможность продажи активов компании: созданные продукты, веб-страницы и другое. Однако, как признался один из основателей, найти покупателя в Азии сложно, так как крупных EdTech-проектов, которым мог бы быть интересен бизнес в Индонезии и на Филиппинах, маловато.

Один из многих

Refocus — это не единственный российский стартап в сфере образования, который столкнулся с трудностями на новых рынках.

В Индонезии, к примеру, в 2022 году закончил свою деятельность Genius Education, основным инвестором которого был образовательный холдинг Ultimate Education. 90% учеников Genius Education пользовались услугой оплаты курсов в рассрочку, что тормозило рост компании и привело к тому, что за полгода компания не смогла выйти на безубыточность.

  • В июле 2023 года Mentorama, онлайн-школа из состава Skillbox с 2021 года, ушла из Бразилии, хотя начала работу там еще в 2020 году.
  • В летнем сезоне 2023 года платформа для создания онлайн-курсов GetCourse ушла из Бразилии. К 2020 году большинство русскоязычных онлайн-школ (70-80%) работали именно на этой платформе. Отдавая себе отчет, что в России значительный рост в ближайшее время вряд ли произойдет, создатели платформы решили искать новые возможности за границей. Их выбор пал на бразильский рынок, который уже был достаточно насыщен, с множеством проектов при доминировании местной платформы Hotmart.

Многие предприниматели из России, входя на новый рынок, ошибочно полагают, что смогут быстро набрать команду и запустить свой продукт. Очень часто они пытаются применить в новой стране ту же модель, что работала у них на родине, не адаптируя ее к особенностям местного рынка. Это может проявляться даже в таких деталях, как маркетинг: нередко рекламные материалы просто переводятся с русского на местный язык без изменения стиля, тона или особенностей речи.

Стартапу может потребоваться много времени, чтобы освоить новый рынок, понять особенности местного бизнеса, маркетинга и завоевать внимание специалистов в этой области. При этом внимание со стороны основателей и высшего руководства компании крайне важно. Однако для многих бизнесменов страны, такие как Бразилия или Индонезия, являются лишь одной из многих площадок присутствия.

Проблемы модели

Основной причиной трудностей EdTech-проектов за границей является их нестабильная бизнес-модель. Такие стартапы, как Refocus и Skillbox, предоставляли своим клиентам комплекты видеоуроков, дополненные текстовыми материалами и автоматизированными тестами. Изучение подобного контента без регулярного общения с опытным наставником или тренером может быть сложным, отмечает эксперт: ччтобы успешно освоить эти материалы, студентам нужно проявлять высокую степень самодисциплины.

Одной из особенностей Юго-Восточной Азии и Латинской Америки является относительно низкий стандарт базового образования. Это ставит многих студентов в затруднительное положение при попытках заниматься самообразованием, в результате чего многие из них прекращают курсы и требуют возврата оплаты.

Другая проблема, с которой сталкиваются подобные проекты, — это низкий доход потенциальных клиентов. Подобная ситуация заставляет компании предоставлять возможность оплаты курсов в рассрочку. Но решение о предоставлении рассрочки часто определяется не только невысокой покупательной способностью, но и местными культурными особенностями. К примеру, житель Бразилии предпочтет разделить платеж на 12 интервалов, даже если стоимость курса составляет не $1000, а всего $500. Здесь просто привыкли связывать все свои расходы с месячным доходом. Однако с учетом глобального экономического спада возможности использования кредитов сокращаются.

С учетом существующей экономической обстановки на рынке выживут лишь те проекты, которые смогут оптимизировать свои затраты. Например, в первой половине 2023 года компания EBAC Online достигла самоокупаемости, а к концу года, согласно прогнозам, их выручка превысит $25 млн, и в 2024 году компания планирует стать прибыльной. Новым участникам рынка стоит уделить внимание привлечению местных специалистов и созданию финансового резерва до достижения рентабельности. Это может занять, по статистике, от 12 до 18 месяцев; окончательные цифры зависят от темпов развития бизнеса.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности